Факторы определяющие интенсивность естественного освещения - Клуб органического земледелия

Факторы определяющие интенсивность естественного освещения

Одним из важнейших гигиенических требований является хорошее естественное и искусственное освещение жилища.

Рациональное освещение жилища улучшает зрительную функцию, повышает жизненный тонус человека, увеличивает работоспособность, способствует лучшему санитарному содержанию жилища.

Под освещенностьюпонимают плотность светового потока на освещаемой поверхности. За единицу освещенности принят люкс или люмен.

Обеспечение жилых помещений достаточным естественным освещением- одна из основных задач гигиены жилища.

На естественное освещение в помещении влияют следующие факторы:

1) Ориентация око по сторонам света. Наиболее целесообразна ориентация на юг и юго- восток. В средних широтах длинную ось здания следует направлять с северо- востока- на юго- запад. При этом жилые помещения располагают на юго- восток, а вспомогательные- на северо- запад.

2) Размер и расположение окон. Чем ближе к потолку расположен верхний край окна, тем глубже в помещение проникает свет. Ширина простенков между окнами не должна превышать полуторную ширину оконных проемов.

3) Глубина комнаты не должна превышать расстояние от верхнего края окна до пола более, чем в 2 раза.

4) Разрыв между зданиями должен быть не менее двойной высоты самого высокого.

5) Качество стекол и степень их чистоты. Одинарное стекло задерживает 10-14% света, двойное- 20-30% света. загрязненное- до 50%, замерзшее- до 80%, тюлевые занавески- 18- 40% света.

6) Характер окраски стен, пола и потолка.

Вопрос: Показатели освещенности в помещении.

Освещенность в помещении характеризуется тремя основными понятиями: СК, КЕО, СО.

Световой коэффициент (СК)-это отношение площади застекления к площади помещения.

СК имеет вид простой дроби, у которой в числителе всегда единица, а в знаменателе- любое целое число больше 0.

СК== S застекления = 1/n, где n- любое целое число.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО)-это отношение освещенности в помещении к одномоментной освещенности вне помещения, выраженное в %.

Средняя освещенность (СО)-это освещенность искусственным светом 1 кв. метра поверхности. Единица измерения- люкс.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8268 – | 7905 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Методическая разработка для студентов 2 курса лечебного факультета по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека. Военная гигиена»

Тема: Гигиеническая оценка инсоляционного режима естественного освещения больничных помещений. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности.

Значение изучения данной темы: Инсоляционный режим жилых и общественных зданий определяет микроклимат, микробную чистоту воздуха помещений, оказывает психоэмоциональное и общестимулирующее воздействие на организм здорового и больного человека. Он определяет и уровень естественной освещенности. От неё во многом зависит правильность диагностики и оказания медицинской помощи. Врач-клиницист должен уметь использовать этот природный фактор для создания благоприятной внутрибольничной среды, а также использовать искусственные источники УФЛ для профилактики УФ-недостаточности.

Цель занятия: знать влияние солнечной радиации на организм человека, уметь оценить инсоляционный режим помещений больницы и естественную освещенность. владеть методами расчета показателей, характеризующих естественную освещенность. (ПК-11: Использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, ПК-25: Готовность к обучению правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов в медицинских организациях).

Самоподготовка к занятию

Цель самоподготовки: знать влияние отдельных составляющих солнечного спектра на состояние организма, уметь оценивать естественную освещенность и использование искусственных источников УФЛ в профилактических целях, владеть методами расчета светового коэффициента и КЕО.

При подготовке к занятию студент знакомится с материалом учебников и методических указаний, при этом необходимо обратить внимание на факторы, влияющие на естественную освещенность и инсоляцию помещений, на меры профилактики ультрафиолетовой недостаточности.

Базисные разделы смежных дисциплин для повторения:

Из курса физики «Оптика», «Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения».

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1. Солнечная радиация, ее спектральный состав. Факторы, влияющие на интенсивность солнечной радиации на поверхности земли.

2. Биологическое действие инфракрасных и видимых лучей солнечно­го спектра.

3. Биологическое действие ультрафиолетового излучения.

4. Понятие о световом голодании, его проявления.

5. Типы инсоляционного режима в помещении и их гигиеническое значение.

6. Гигиеническое значение естественного освещения в помещении, факторы, влияющие на него.

7. Световой коэффициент и коэффициент естественной освещенности, методика определения, нормы для больничных помещений различного назначения.

8. Меры профилактики ультрафиолетовой недостаточности.

9. Понятие биодозы и ее определение.

10. Источники искусственного УФ – излучения. Принципы устройс­тва, виды.

Читайте также:  Светящиеся камни своими руками

11. Правила устройства и эксплуатации фотариев.

Тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию:

Выберите правильные ответы:

1. Факторы, влияющие на естественную освещенность помещений:

1. Площадь застекленной поверхности окон по отношению к площади пола.

3. Ориентация окон по странам света

4. Загрязнение оконных стекол

5. Время суток и время года

7. Уровень искусственной освещенности.

2. Видимое излучение – это

1. электромагнитные волны с длиной волны 380-760 нм. 2. электромагнитные волны с длиной волны 180- 380нм.

3. механические колебания воздушной среды с частотой 20 – 20000 гц.

3. Ультрафиолетовая радиация, оказывающая эритемно-загарное действие лежит в диапазоне:

4. Для профилактики ультрафиолетовой недостаточности при длительном облучении используют:

1. фотарии кабинного типа

2. фотарии по типу лабиринта

Обучающая ситуационная задача

В палате интенсивной терапии (ПИТ) площадью 27 м² и высотой 3м предусмотрено 2 окна размером 1,8х1,8м с ориентацией на северо-восток. Площадь переплетов составляет 10% от площади оконных проемов. При измерении естественной горизонтальной освещенности внутри помещения на полу на расстоянии 1м от внутренней стены она составила 60лк. Одновременно замеры наружной горизонтальной освещенности в условиях сплошной облачности показали 5000 лк. Оцените инсоляционный режим и естественную освещенность в палате интенсивной терапии.

Решение. Северо-восточная ориентация ПИТ обеспечивает минимальный инсоляционный режим, что соответствует гигиеническим рекомендациям, так как создает мягкий ровный свет небосвода без резких теней и слепящего действия прямых солнечных лучей.

Световой коэффициент (СК) = площадь застекленной поверхности окон : площадь пола.

В данном случае: площадь застекленной поверхности 1окна=1,8х1,8х0,9=2,92 (м²), то есть площадь 2-х – 5,84 м².

СК= 5,84 : 27= 1/5, что соответствует требованиям к ПИТ.

КЕО= Евнутр. : Е нар.= 60 : 5000 х 100%= 1,2%.

В соответствие с приложением 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 КЕО при боковом освещении в ПИТ должен быть не менее 1,0%. В данном случае это условие соблюдается. Инсоляционный режим и естественное освещение в ПИТ организованы правильно.

Список рекомендованной литературы

Гигиена/ под ред. Г.И. Румянцева. – М: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. – С.105-110, 350-353, 374.

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М, 2001. – С. 17-23.

Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. – М: Издательский центр «Академия», 2006. – С.256-261

Метод. указания к практ. занятиям по разделу “Гигиена лечебно-профилактических учреждений”. – Пермь, 2001. –С. 3-6, 21.

Метод. указания к практ. занятиям по разделу “Гигиена лечебно-профилактических учреждений”. – Пермь, 2001. –С. 3-6, 21.

Больничная гигиена/ под ред. Войффена. – Минск, 1984.

Щербо А.П. Больничная гигиена. – Санкт-Петербург: СПбМАПО, 2000. – 489 с.

Работа на занятии

1. Вводная часть 5 мин

2. Контроль исходного уровня знаний 20 мин

3. Задание студентам 5 мин

4. Самостоятельная работа студентов 40 мин

5. Обсуждение результатов работы 15 мин

6. Заключение 5 мин

Место проведения занятия – учебная комната кафедры.

Оснащение и время занятия. Продолжительность занятия – 2 часа. На занятии используются методические указания к практическим занятиям по разделу «Гигиена лечебно-профилактических учреждений» (Пермь, 2001), СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», сантиметровая лента, люксметр.

Форма отчетности: протокол исследования естественной освещенности в учебной комнате, решение ситуационных задач.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ»

Минздравсоцразвития Российской Федерации

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, ОСВЕШЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

Авторы:

Зав. кафедрой общей гигиены и физической культуры, профессор, д.м.н. Кусова А.Р.

Ассистент кафедры общей гигиены и физической культуры к.м.н. Битарова И.К.

Рецензенты:

Зав. кафедрой «Фармации» фармацевтического факультета доцент к.ф.н. Бидарова Ф.Н.

Доцент кафедры гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией и курсом ФПДО, к.м.н. Туаева И.Ш.

Утверждено ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России

_____________2012 г. Протокол

Цель занятия –ознакомить студентов с гигиеническими основами благоустройства производственных помещений

Студент должен знать:

– Естественное освещение. Факторы, влияющие на естественную освещенность помещений. Показатели оценки и нормирование уровня естественного освещения помещений.

– Искусственное освещение. Источники света и их гигиеническая оценка. Типы светильников, системы освещения. Методы оценки и нормирования искусственного освещения производственных помещений. Влияние уровня освещенности на производительность труда и производственный травматизм.

– Вентиляция. Источники загрязнения воздуха производственных помещений. Назначение и виды вентиляции

– Естественная вентиляция, организованный и неорганизованный воздухообмен, аэрация. Факторы, определяющие интенсивность вентиляции

– Искусственная вентиляция. Системы вентиляции. Гигиеническая оценка эффективности вентиляционных систем, кратности воздухообмена. Кондиционирование воздуха.

Читайте также:  Сушеные на солнце травы

– Отопление. Общие требования к отоплению помещений. Виды отопительных систем, их санитарная оценка.

Студент должен уметь:

– Владеть навыками работы с люксметром (прямая и непрямая (косвенная) люксметрия)

– Определять коэффициент естественной освещенности (КЕО), световой коэффициент (СК), угол падения и угол отверстия.

– Измерять глубину заложения и ширину простенков

– Определять коэффициент неравномерности и отражения фона.

– Рассчитывать по удельной мощности необходимое количество светильников для создания нормируемого уровня искусственного освещения

– Владеть навыками работы с анемометрами и пневмометрическими трубками.

– Определять кратность воздухообмена при естественной и искусственной вентиляции.

– Определять необходимый воздухообмен в жилых и общественных зданиях по содержанию диоксида углерода.

Обязательнаярекомендуемая литература

– Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М.: Медицина, 2002 г,

– Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М.: Медицина, 2004 г.

Дополнительная рекомендуемая литература

– Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. – М., 1988. – Гл. III.

– Госпитальная гигиена/ Под ред. Ю.В.Лизунова. – СПб, 2004. – Гл. II

– Минх А.А. Методы гигиенических исследований. – М., 1971. – Гл.I.

– Руководство к занятиям по гигиене труда/ Под ред. В.Ф. Кириллова. – М., 2001. –

– Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций. Приказ № 309 от21.10.1997 г.

Оснащение занятия:

1. Нормативные документы.

4. Линейки, транспортир.

7. Для определения кратности естественного воздухообмена:

в. Анемометры крыльчатые

Содержание занятия

Освещение

Видимая часть солнечного спектра играет важную роль в жизнедеятельности человеческого организма. Естественный свет оказывает тонизирующее действие не только на зрительный анализатор, но и на организм в целом. При недостаточности освещения снижается работоспособность, возрастает утомляемость, ухудшается зрение, развивается близорукость. При этом значительно изменяется производительность труда.

Свет искусственных источников также является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом. Достаточное яркое освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, оказывая влияние на функциональное состояние зрительного анализатора и зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность, цветовая чувствительность, быстрота различения деталей, устойчивость ясного видения). Однако спектр освещения от искусственных источников не обеспечивает точной цветопередачи, и его оценка осуществляется в сравнении с естественным светом. Кроме того, использование искусственного освещения может быть причиной нарушений суточного ритма физиологических функций организма человека.

Избыточные величины показателей освещения, как и недостаточные, с гигиенических позиций также считаются неблагоприятными.

Для оценки условий освещения принята Международная система световых величин и единиц.

Световой поток – мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению, которое она производит. За единицу светового потока принят люмен (лм) – световой поток, излучаемый абсолютно черным телом площадью 0,5305 мм 2 при температуре затвердевания платины.

Освещенность – плотность светового потока на освещаемой поверхности. За единицу освещенности принят люкс (лк) – освещенность поверхности в 1 м 2 , на которую падает и равномерно распространяется световой поток, равный 1 лм.

Количественные характеристики освещения: уровень освещенности и яркость.

Качественные показатели: равномерность распределения яркостей в освещаемом помещении и на рабочих поверхностях; спектральный состав светового потока; контраст между рассматриваемым объектом и фоном; степень блёскости (прямой и отраженной) и др.

Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, должно обеспечивать:

– количественно достаточную степень освещенности, оптимальную для работы и самочувствия человека;

– качественно постоянную во времени, равномерную в пространстве освещенность и отсутствие теней;

– отсутствие чрезмерной яркости в пределах рабочей зоны;

– отсутствие блёскостипрямой и отраженной;

– увеличение контраста между объектом и фоном;

– оптимальную биологическую активность света;

– безопасность и надежность освещения.

При гигиенической оценке освещенности необходимо учитывать назначение помещения, характер выполняемой работы: минимальные размеры объекта различения, контраст фона с объектом различения и коэффициент отражения фона, дополнительные особенности – повышенная опасность травматизма (нервно-психическое напряжение), различение деталей на быстро движущихся поверхностях, продолжительность зрительной работы в течение смены, восприятие объекта с большого расстояния.

Наиболее оптимальным спектральным составом обладает стандартный дневной свет (спектр рассеянного света с голубого небосвода). При освещении дневным светом утомляемость глаз – наименьшая, цветоразличение – лучшее.

На уровень освещенности в помещении влияет цвет отражающих поверхностей. Наилучшую освещенность помещения обеспечивает окраска стен и потолков в белый цвет (высокий коэффициент отражения – 0,8 – 0,85). Цвет окраски зависит от назначения помещения, климатического района, микроклимата и других факторов.

Естественное освещение в помещении складывается из прямого, рассеянного и отраженного света, проникающего через оконное застекление. Оно бывает:

– боковое – осуществляется через световые проемы в стенах;

Читайте также:  У курицы желтый понос чем лечить

верхнее– через световые фонари и верхние световые проемы;

комбинированное– при сочетании верхнего и бокового освещения.

Интенсивность естественного освещения в помещениях зависит от светового климата (географическая широта, время года, суток, состояние погоды), ориентации окон здания по сторонам света, а также от степени прозрачности атмосферы и отражающих способностей окружающей среды.

Инсоляция – освещение здания солнечными лучами и попадание прямых солнечных лучей через светопроемы в помещение. Инсоляционный режим оценивается продолжительностью инсоляции в течение суток, процентом инсолируемой площади помещения и количеством радиационного тепла, поступающего через проемы в помещение.

Инсоляционный режим учитывается при рассмотрении проектов застройки жилых массивов, детских, лечебно-профилактических учреждений; размещении учебных классов в школах, комнат пребывания детей в дошкольных учреждениях, больничных палат и больных по палатам.

Инсоляционный режим необходимо учитывать при ориентации окон аптечных помещений. В средних широтах для асептического блока, ассистентской, комнаты провизора-аналитика, расфасовочной, конторы, кабинета управляющего наилучшей ориентацией окон, обеспечивающей достаточную освещенность и инсоляцию помещений без перегрева, являются южная, юго-восточная и восточная. В определенной степени она способствует санации воздуха за счет воздействия прямых солнечных лучей.

Окна материальных помещений, моечной, дистилляционно-стерилизационной следует ориентировать на север, северо-запад, северо-восток. Также ориентируют операционные, реанимационные, перевязочные, процедурные кабинеты (СНиП2.08.02-89). Это обеспечивает равномерное естественное освещение помещений и исключает перегрев

На состояние естественного освещения влияют также характер озеленения, расстояние до противоположных зданий (ширина улиц проектируется не менее полуторной высоты противостоящего самого высокого здания), внутренняя планировка, окраска потолка, пола, стен, мебели, конструкция светоприемов.

Верхний край окна должен ближе подходить к потолку (15-30 см); ширина простенков между окнами – не более полуторной ширины окна; площадь оконных переплетов – не более 25% общей поверхности окна. Ленточное остекление (занимающее большую часть окна) возможно при отсутствии перегрева или охлаждения помещения.

Оконные стекла должны быть гладкими, прозрачными, чистыми. Это повышает биологический эффект света, проникающего в помещения. Стекла с неровной и загрязненной поверхностью задерживают ультрафиолетовые лучи с длиной волны 300 нм.

Для гигиенической оценки достаточности естественного освещения помещений используют геометрический и светотехнический методы исследований.

Световой коэффициент – это отношение площади застекленной части окон к площади пола данного помещения.световой коэффициент должен быть не меньше:

1:8-1:10 – в жилых помещениях;

1:5-1:6 – в детских дошкольных учреждениях, в палатах (кроме родовых), кабинетах врачей, манипуляционных, стерилизационных, помещениях для дневного пребывания больных

1:4-1:5 – в учебных помещениях, лабораториях, операционных, родовых палатах, смотровых, перевязочных, лабораториях и ассистентских аптек.

СК = S стекол : S пола

Коэффициент заглубления – это отношение глубины помещения, т.е. расстояния от светонесущей до противоположной стены к расстоянию от пола до верхнего края окна. Коэффициент заглубления не должен превышать 2,5, что обеспечивается шириной притолоки (20-30 см) и глубиной помещения (6 м).

Однако ни СК, ни КЗ не учитывают затемнение окон противостоящими зданиями, поэтому дополнительно определяют угол падения и угол отверстия.

Угол падения – показывает, под каким углом лучи света падают на горизонтальную рабочую поверхность. Угол падения образуется исходящими из точки измерения (рабочего места) двумя линиями, одна из которых направлена к окну вдоль горизонтальной рабочей поверхности, другая – к верхнему краю окна. Чем круче падают солнечные лучи на рабочую поверхность (стол), тем больше угол падения и тем больше освещенность. По мере удаления рабочего места от окна вглубь комнаты угол падения будет уменьшаться и освещенность снижается. Угол падения на рабочих местах в помещениях должен быть не менее 27°.

Угол отверстия – величина видимой части небосвода, освещающего рабочее место. Угол отверстия образуется двумя линиями, идущими от рабочего места: одна к верхнему краю остекленной части окна, другая – к самой верхней точке противоположного затемняющего здания или какого-либо ограждения (забор, ряд деревьев и пр.). Удовлетворительное естественное освещение имеет место при угле отверстия равном не менее 5°.

Оценка углов падения и отверстия должна проводиться по отношению к самым удаленным от окна рабочим местам.

При светотехническим методе оценки освещения определяют коэффициент естественной освещенности (КЕО) – это выраженное в процентах отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещений к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении. Освещенность определяется с помощью люксметра.

естественная освещенность в помещении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector