Как называется растение растущее на болоте - Клуб органического земледелия

Как называется растение растущее на болоте

Презентация на тему: Растения болот

Растения болот Урок окружающего мира во 2 «Б» классеУчитель: Грашина Ю.В.

Мох – сфагнум способность впитывать в себя водулечебное противомикробное средствообразует полезное ископаемое — торфВо время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты. В воздушно-сухом состоянии сфагновые мхи способны поглотить воды примерно в 20 раз больше собственной массы, что в 4 раза превосходит возможности гигроскопической ваты (отсюда и название мха, «сфагнос» по-гречески — губка).Какие растения разрастаются на болоте?

Можно ли увидеть деревья на болоте? ДЕРЕВЬЯ на болотах чахлые, низкорослые, так как слишком много влаги.Корни деревьев в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут.На болоте можно встретить ОЛЬХУ, БЕРЁЗУ, СОСНУ

Водные растения Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.РОГОЗ часто называют камышом. Растение с темно-коричневыми головками. РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.

Водные растения СТРЕЛОЛИСТ КАМЫШКУВШИНКИ

Болотные растения БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое название КАССАНДРА) Дочь царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотя они всегда сбывались.

Болотные растения РОСЯНКА – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мгновенно закрывается, и насекомое переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так питается росянка.

Болотные растения Некоторые виды пушицы играют важную роль в торфообразовательных процессах, составляя главную массу так называемого «пушицевого торфа».Пуховки использовались для набивки подушек, в бумажном производстве, для изготовления фитилей, трута, головных уборов, в качестве примеси к овечьей шерсти при изготовлении суконных тканей или к хлопку, шёлку при изготовлении хлопчатобумажных, шёлковых тканей и т. д.Осока — хороший корм и для водоплавающих птиц и рыб. Птицы в зарослях осок оказываются хорошо защищёнными, как от хищников, так и от браконьеров.Отмершие органы болотных осок входят в состав торфа

Ягодные растения На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны.КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.ЧЕРНИКА – с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами, укрепляющий зрение.

Ягодные растения БРУСНИКА – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.МОРОШКА – хорошее средство против цинги – заболевания десен.

Ягодные растения ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.

Названия болотных растений и цветов, которые растут на болоте

Без воды невозможно существование ни одного живого организма. Но ее должно быть в меру, переизбыток влаги вызывает вытеснение воздуха из грунта и приводит к тому, что растения начинают испытывать нехватку кислорода. Однако существуют болотные растения, которые чувствуют себя комфортно даже в таких условиях. Разновидностей и названий болотных растений, а также цветов, которые растут на болоте, великое множество.

Особенности болотистых территорий

Болото — участок местности с характерным избытком влаги, заселенный многолетними травами, кустарниками и болотными цветами, способными произрастать в условиях чрезмерного увлажнения грунта. Кроме низкого содержания кислорода, болотистая почва отличается пониженным уровнем питательных микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности растений. В данной статье будут рассмотрены не только самые распространенные растения, но и цветы на болоте, название которых можно встретить в составе многих лекарственных препаратов. Выделяют три типа болот по разнообразию растительного мира:

  • Сфагновые либо торфяные болота. Наиболее распространенным растением выступает мох сфагнум. Довольно часто встречается росянка и клюква.
  • Травяные болота. Главным представителем растительного мира в них выступают осоки. Кроме того, здесь произрастают другие травы и мхи.
  • Лесные болота. Помимо флоры, встречающейся на других типах болот, здесь произрастают кусты, кустарники и деревья.

Кроме того, выделяется три типа болотистых участков по способу наполнения почвы водой:

  • Низинные болота. Чаще всего образуются в поймах рек. Благодаря увлажнению водами, богатыми минеральными примесями, такие болота характеризуются наивысшей степенью разложения и наибольшей зольностью торфа. Отличаются хорошим развитием флоры. Можно встретить зеленый мох, осоку, хвощ, калужницу болотную, селезеночника очереднолистного, белокрыльник, сабельник и другие растения. Кроме того, в этом типе болот произрастают ели, березы, ивы и ольхи.
  • Верховые болота. Появляются чаще всего в местах водораздела. Характеризуются бедным минеральным составом почты, так как наполнение водой происходит в большинстве своем благодаря атмосферным осадкам, и низкой зональностью и степенью разложения торфа. Растительный мир представлен сфагновыми мхами и низкорослыми соснами. Распространены также голубика, клюква, морошка, росянка, наумбургия и другие растения.
  • Переходные болота. Увлажнение получают, как из проточных и родниковых источников, так и при помощи атмосферных осадков. Преобладающими растениями выступают березы, сосны и сфагновые мхи. На отдельных участках распространена брусника, клюква и голубика.

Мох-сфагнум болотистый

Многолетнее болотистое растение семейства сфагновых. Корни отсутствуют, растение не цветет и не плодоносит. Размножение происходит с помощью спор.

Под действием веществ, выделяемых сфагнумом, происходит разложение погибших растений. Остатки, которые не подверглись разложению, с течением времени превращаются в торф.

Осока топяная

Представитель семейства осоковых. Это многолетнее растение, имеющее придаточные корни и корневые волоски золотисто-рыжего оттенка. Стебли осоки достигают от 20 до 50 см в высоту. Лист имеет ширину от 1 до 2 мм и, как правило, короче стебля, шершавые с острыми как бритва краями. Соцветия осоки состоят из 2−4 колосков.

Цветение приходится на май и июнь, а плоды созревают в начале или середине лета. В лечебных целях чаще всего используют корни растения, заготавливать которые лучше в осенней период. Применяется осока топяная в лечении следующих недугов:

  • Сахарный диабет,
  • болезни половой системы,
  • маточные спазмы
  • подагра.

Горец перечный

Является представителем семейства гречишных. Имеет разветвленный стебель, нижние листья на коротких черешках и верхние острые, гладкие листы. Цветение происходит летом и осенью и представлено колосьями с редкопосажеными соцветиями розового и зеленого оттенков. Плоды формируются в виде трехгранных орешков коричневого цвета.

Чаще всего лекарственные средства на основе горца перечного применяются при маточных кровотечениях, а также для нормализации обильных менструаций и при незначительных кровотечениях геморроидальной природы. В вышеуказанных случаях препараты на основе этого лекарственного растения назначаются в составе комплексной терапии.

Кроме того, горец перечный используется в лечении ряда дерматологических заболеваний и очищения кожных покровов и тканей от некротических проявлений.

Само растение и препараты из него имеют жгучий и пряный привкус.

Белокрыльник болотный

Растение семейства ароидных. Многие знакомы с родственным ему декоративным растением — каллой. Белокрыльник имеет толстые и длинные корни. Листья растения блестящие, имеющие сердцеобразную форму, на длинных черешках. Длина цветоноса, как правило, пропорциональна длине листьев. У цветков отсутствует околоцветник, сами они чаще всего мелкие. Цветет растение зачастую в начале лета. После увядания соцветий происходит формирование плодов ярко-красного цвета. Семена, покрытые слизью, попадают в воду и распространяются по окружающей территории животными и птицами.

Белокрыльник — ядовитое растение. Его корневища используются для изготовления настоек, которые применяют в качестве противоядия при укусах большинства ядовитых змей. Кроме того, растение часто входит в состав лекарственных препаратов с болеутоляющим эффектом, назначаемых для борьбы с ревматизмом.

Хвощ болотный

Относится к семейству хвощёвых. Растение может достигать от 10 до 40 см в высоту. Имеет членистый стебель диаметром от 3 до 4 мм и узкие листья в виде некрупных чешуеобразных зубцов. Корневище длинное, часто с клубнями. Колосок, на котором формируются споры, имеет тупую, цилиндрическую форму. Созревание приходится на период с мая по сентябрь. Хвощ весьма требователен к окружающей среде, гибнет в загрязненных промышленными стоками болотах.

Растение ядовито. В медицине практикуется применение отваров и настоев хвоща для достижения мочегонного эффекта и при лечении ряда гинекологических заболеваний. Кроме того, хвощ зарекомендовал себя в качестве прекрасного ранозаживляющего средства и препарата противогельминтного действия. Широко применяется как профилактическое средство в борьбе с атеросклерозом сосудов.

Ольха клейкая или черная

Растение принадлежит семейству берёзовых. Дерево способно достигать порядка 35 метров в высоту, зачастую встречаются многоствольные экземпляры. Имеет кору темно-бурых цветов, молодые побеги отличаются красноватым и оливковым оттенками. Листья округлой формы, насыщенного зеленого цвета, блестящие, липкие на ощупь. Цветение раннее, как правило, наблюдается в апреле. Семена формируются в сережках, которые собраны по 3−5 штук, дозревают к сентябрю-октябрю. Дерево живет в среднем около 100 лет. Размножение происходит семенами, виду чего образуются достаточно распространенные насаждения ольхи в низинных болотах и на берегах рек.

Конспект урока «Растения и животные болот. Значение болот»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

ГУО «Гимназия №5 г. Витебска»

Растения и животные болот. Значение болот в природе.

Учитель: Кушнерёва Анна Григорьевна

Учебный предмет: Человек и мир

Тема урока: «Растения и животные болот. Значение болот в природе».

Цель урока: познакомить учащихся с обитателями болот, растениями, их ролью в жизни человека.

Формировать у учащихся представление о болоте как территории с постоянном излишним увлажнением и специфической растительностью;

Создавать условия для усвоения знаний о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособленности к условиям жизни;

Содействовать осознанию учащимися роли болот в природе («лёгкие Европы», «кладовая» воды, торфа и т.д.);

Содействовать воспитанию гуманного отношения ко всему живому, чувства восхищения удивительной приспособленностью растений к сложным условиям жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Предметные. Уметь правильно формулировать изучаемые понятия.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; презентация по данной теме; раздаточный материал (карточки), компьютеры с выходом в Интернет, видеозапись беседы с мелиоратором, костюмы лягушки, комара, клюквы.

Деятельность учителя и учащихся

Характеристика деятельности учащихся, слайды презентации.

I . Организационный момент

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на урок.

У. Начинается урок,

Он пойдёт вам, детки, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Слайд 1. Заголовок урока

II . Целеполагание и мотивация

Цель — актуализировать знания, которые понадобятся для открытия нового знания.

Несколько учеников работают по индивиду­альным карточкам.

1. Перечисли, в каком состоянии может на­ходиться вода.

2. Закончи предложения.

Начало реки называется .

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется…

Учитель. Какой раздел мы изучаем?

У. Что такое водоём?

Д. Большое углубление, заполненное водой.

У. Какое значение в природе имеют водоёмы?

Д. Дают воду для питья и полива, служат вод­ными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарства, место отдыха.

У. Какие водоёмы мы изучили?

Д. Океан, море, река, озеро, пруд.

У. Отгадайте загадку:

Я высок и могуч,

Достаю почти до туч,

Укрываю всех зверей я,

Грибов и ягод не жалею,

У меня много чудес.

Я зелёный друг ваш- …

У. Совершенно верно. Это- лес. А сейчас мы проведём небольшую викторину. Называется она «Зелёный друг».

1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (ель, сосна, лиственница, можжевельник)

2. Чем ценна древесина лиственницы? (устойчива к гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолётов, в машиностроении).

3. Лесоводы иногда называют берёзу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца)

4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели- нет? (Сосна- светолюбивое растение)

5. В старину об этом дереве пели:

Это дерево- о четыре дела.

Первое дело- мир освещать;

А второе дело- крик утешать;

А третье дело- больных исцелять;

Четвертое дело- чистоту соблюдать. (Берёза)

6. Почему погиб лес, когда вырубили дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)

У. Соберите из слов пословицу. Как вы понимаете неё смысл?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *