Мхи многолетние или однолетние - Клуб органического земледелия

Мхи многолетние или однолетние

Стратификация семян однолетних и многолетних растений

Раздел: Полезные советы

В холодном климате, как наш, российский, большинство цветов, особенно многолетних, всходят лишь тогда, когда их семена перезимовали под снегом. Что делать, если нет возможности обеспечить им такую зимовку. Поможет имитировать посев по зиму стратификация семян однолетних и многолетних растений.

Действительно, если весной, по привычке, вы бросите некоторые цветочные семена в горшок или в землю на даче, то вряд ли они у вас прорастут. Для этого им требуется постепенное охлаждение в осенний период, холода зимой и промывка талыми водами весной. За этот период семена лишаются веществ, препятствующих прорастанию. Поэтому, если подзимний посев невозможен, то садоводам следует использовать имитацию, а именно, провести стратификацию семян однолетних и многолетних растений.

Для того чтобы узнать, каким растениям для прорастания требуется зима, нужно заглянуть в справочник. К примеру, в садовую энциклопедию (flower.onego.ru), где скачать раздел по проращиванию семян многолетних и однолетних растений. Некоторых из них достаточно охлаждать пару недель, а другим требуется пережить 3 месяца в холоде, т.е. почти целую зиму. Более того, отдельные семена цветочных растений можно посеять и сразу же поставить в холодильник. Другие требуют, чтобы их вначале долгое время выдерживали в тепле (т.н. теплая стратификация). Только в справочнике можно найти информацию о том, что семена сложноцветных (пиретрумы, ромашки, тоунсендии и пр,) прорастают в тепле, а лютиковых (пионы, клематисы, анемоны, акониты) нуждаются в зимнем холоде.

Чтобы провести домашнюю стратификацию семян однолетних и многолетних растений вам понадобятся небольшие горшочки в лотках или мини-теплички. В холодильнике места ведь не так уж и много. В качестве субстрата берут покупной грунт для комнатных растений или смешивают торф с крупнозернистным песком (1:1). Грунт стоит пропарить в духовке в течение часа при температуре 120°, периодически перемешивая. Тем самым вы избавитесь от болезнетворных спор и семян сорных растений.

Сеют семена однолетних и многолетних растений в несколько этапов:

• Те, что требуют длительной холодной и длительной теплой стратификации – осенью.
• “Стандартные” семена, требующие одну неделю в тепле и шесть недель в холоде – под Новый год.
• Семена растений, которым надо лишь немного охладиться – в начале весны.

Посев семян, требующих стратификацию, ничем не отличается от обычного. Раскладываем их на слегка уплотненную почву, присыпаем сверху и поливаем. Не забываем подписать и воткнуть в землю этикетку – по всходам отличить сорта растений практически невозможно. Посевы ставят в холодильник и держат при температуре чуть выше нуля. Легкое подмораживание тоже не повредит, а вот температура выше +4° не годится.

Пока семена не взошли, им необходимо обеспечить высокую влажность воздуха и почвы, поэтому для искусственной стратификации семян наиболее оптимальна мини-тепличка. Если места в холодильнике мало, а семян много, то можно их не высевать в горшочки, а положить в полиэтиленовые пакетики с влажным мхом или вермикулитом. После того, как они будут выдержаны в холоде предназначенный им срок, семена сеют в горшки и ставят на подоконники.

Большинство семян однолетних и многолетних растений, подверженных стратификации, в тепле всходят в течение 2-х недель.

Приведем полезную для цветоводов информацию, взятую из справочника, по стратификации некоторых многолетних цветочных растений:

1. Теплая стратификация + холодный долгий период
– пионы, ясенцы, морозники, примулы Зибольда.

2. Стандартная стратификация (1 неделя в тепле и 6 недель в холоде)
— купальницы, клематисы, рутовники, ариземы, альпийские колокольчики, многолетние фиаолки, большинство луковичных, ирисы.

3. Весенняя стратификация (1 день в тепле + 1-2 недели в холоде)
— дельфиниумы, меконописы, аквилентии, гибриды примулы.

Порой случается, что вопреки теории семена всходят до постановки в холодильник. Тогда придется обеспечивать температуру пониже и дополнительную подсветку. Говорят, что чистый снег, разложенный по горшочкам, способствует стратификации семян.

Мхи многолетние или однолетние

Мхи – мелкие споровые растения, наиболее примитивные высшие растения. Вместо настоящих корней у них есть только небольшие выросты (ризоиды), которыми они прикрепляются к почве. Ризоиды не могут впитывать воду из почвы, мхи получают ее из атмосферы в виде дождя, росы, поэтому мхи могут жить только во влажной среде.

Мхи подразделяются на два класса: листостебельные мхи и печеночники.

Листостебельные мхи состоят из стебля, листьев и особых корневых волосков (ризоид), физиологически равнозначащих корням; настоящих же корней у них нет. Ризоиды представляют ветвистые нити — волоски, отходящие от поверхности стебля и состоящие из одного продольного ряда клеточек. На этих нитях иногда возникают почки, дающие начало новым стеблям.

Стебель у одних листостебельных мхов простой, а у других ветвистый. Достигнув известной длины, свойственной данному виду, стебель у одних видов развивает на своей верхушке половые органы и после выполнения свойственной им функции совершенно отмирает, если данный мох однолетний; если же он многолетний, то над увядшими половыми органами развивается одна или несколько новых бесплодных ветвей, заканчивающихся потом опять половыми органами; стебель в таких случаях состоит из ряда последовательных поколений, по числу которых можно судить о его возрасте.

Анатомическое строение стебля весьма просто. У однолетних мхов стебель все время остается мягким и нежным; он состоит тогда из одинаковых тонкостенных клеточек. У многолетних же мхов наружные клеточки стебля имеют утолщенные плотные оболочки, а в центре стебля проходит ряд узких клеточек, заменяющий сосудистые пучки, которых у листостебельных мхов вообще нет. Рост стебля происходит помощью одной верхушечной клеточки.

Листья у листостебельных мхов сидячие, слегка стеблеобъемлющие, располагаются по стеблю поочередно. Листья никогда не опадают, но, оставаясь на стебле, понемногу истлевают. В большинстве случаев лист состоит из одного только слоя клеточек, за исключением срединной и краевых жилок; только у некоторых видов лист бывает двух-трехсложным.

Размножаются мхи спорами и вегетативным путем. Некоторые ветви стебля, развивая ризоиды, дают начало новым особям; у других видов воздушные ветви обособляются от стебля, падают на землю и также развивают новые стебли. Бесцветные ризоиды, выходя на поверхность земли, зеленеют, превращаясь в так называемые «корневые предростки»; на них вскоре появляются почки, дающие начало стеблям. У некоторых видов листостебельных мхов таких почек появляется очень много, и эти виды растут густыми дерновинами. У некоторых видов на листьях развиваются особые выводковые почечки, которые обособляются от листьев, сваливаются на землю и развивают новые особи.

Споры у листостебельных мхов возникают в особых бесполых поколениях, в так называемых спорогониях, являющихся продуктом взаимодействия половых органов: женских — архегониев и мужских — антеридиев; эти органы развиваются на половом поколении. Половые органы появляются или на одном и том же стебле (у однодомных мхов), или на разных стеблях (у двудомных мхов).

Печеночники – мелкие и нежные растеньица. Одни из них снабжены стебельками и листьями, лишенными всяких жилок и расположенными в 2 или 3 ряда. Другие представляют плоское или плоское слоевище, распростертое на земле или даже плавающее на воде. Это слоевище обыкновенно ветвится развилисто, темно-зеленого цвета и несет у некоторых, на нижней стороне, нежные чешуйки, расположенные в 2 ряда.

Мужские (антеридии) и женские (архегонии) органы этих растений построены совершенно наподобие тех же органов лиственных мхов, но расположены они часто иначе. Кроме полового размножения печеночные мхи способны размножаться с помощью особых почек, содержащихся в особых блюдцевидных вместилищах. Заросток у этих растений незначительный, а корни заменены одноклеточными волосками, обильно образующимися на нижней стороне слоевища или на основании стебельков.

Интересно.

Некоторые мхи (сфагнум) способны впитывать воду, вес которой намного превышает их собственный. Вода накапливается в специальных водоносных клетках, а когда наступает засушливый сезон, растение использует ее. Отмирающие мхи образуют торф, который мы используем как топливо и как удобрение.

Конспект урока: Однолетние, двухлетние и многолетние растения

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Дата: ________ Урок № 2 Класс: 6

Учитель: Ахметова Е.М.

Тема: «Однолетние, двулетние и многолетние растения. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений»

Цель: сформировать представление о продолжительности жизни растений,

познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями.

Задачи:
— познакомить учащихся познакомятся с однолетними, двулетними и многолетними растениями, научатся соотносить растение с одной из групп, закрепят знания о разнообразии растений
— развивать познавательная активность, речь, умения сравнивать, анализировать и делать выводы
— заинтересовать предметом, чтоб учащиеся бережнее относились к миру растений.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки для игры в «Крестики-нолики», презентация «Жизненные формы растений»

Ход урока
1. Организационный момент.
— Сегодня на уроке мы продолжим говорить об удивительном мире растений. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока вы сможете обменять полученные жетоны на оценки.

2. Актуализация знаний.
а) Беседа
— Мы с вами начали изучать царство растений. Давайте вспомним, как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)
— На какие 2 группы ученые разделили растения ? (Высшие и низшие)
— Какие растения относятся к низшим? (Водоросли)
— Что узнали о водорослях?
— Какие растения относятся к высшим? (Мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
— А у нас на доске на какие группы разделены растения? (Деревья, кустарники, травы)
— Назовите отличительные особенности каждой группы.
А по условиям произрастания какие группы растений вы знаете? ( Влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, морозоустойчивые, теплолюбивые, морозоустойчивые)

б) Проверка домашнего задания. Игра «Крестики-нолики»

Если вы согласны с моим утверждением ставьте – Х, если не согласны – О

1. Влаголюбивые растения, это растения которые живут в воде. – О
2. У влаголюбивых растений широкие листья, короткие корни. – Х
3. Подсолнух, хлопок – это светолюбивые растения. – Х
4. В жарких пустынных районах растут засухоустойчивые растения. – Х
5. У засухоустойчивых растений короткие корни, широкие листья. – О
6. Овёс, пшеница – это морозоустойчивые растения. – Х
7. Верблюжья колючка, молочай растут в местах, где много влаги. – О
8. Кукуруза теневыносливое растение. – О
9. Все растения важны в природе. – Х

Проверка в паре.
Если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте «4», 3-4 ошибки – «3», ну а если вы допустили 5 и больше ошибок, то вам обязательно дома надо будет повторить тему «Какие бывают растения »

3. Основная часть урока.
— Ребята, докажите, что растение это живой организм. (Растения питаются, дышат, растут, размножаются)
— Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Одни растения живут всего несколько месяцев. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Другие наоборот живут десятки и тысячи лет.
Растение, которое весной развивается из семени, а осенью отмирает называется однолетним. Это горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры и другие.

Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста, свёкла, петрушка — это двулетние растения.

Деревья и кустарники живут много лет. Они цветут и дают семена каждый год. Каждый год на них появляется новая листва, ствол становятся шире, они растут, становятся всё выше и выше. Это многолетние растения.

У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника.

4. Физминутка.
Игра «Деревья, кустарники, травы»
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).

5. Работа с учебником.
Продолжительность многолетних растений разная. Есть такие, которые живут 3 года, есть – 3 тысячи лет.

— Ребята, а кто из вас знает, как определить возраст дерева?

6. Знакомство с интересными фактами из жизни растений.

Культурные и дикорастущие растения (цветковые растения) чрезвычайно разнообразны. В настоящее время известно более 300 семейств цветковых растений. Растения объединяются в семейства по похожим признакам. Каждое семейство в свою очередь делится на отдельные роды и виды. У всех растений, относящихся к одному виду, — общие предки. Те растения, которые входят в одно семейство, имеют более отдаленное родство. Существуют определенные справочные пособия, по которым можно узнать, как называется то или иное растение и определить, к какому виду, роду и семейству оно относится (группы растений).

Можно точно определить растение, зная общие признаки семейства. Это поможет установить, какое значение его в окружающей среде и для людей. Благодаря этим знаниям, можно использовать растения с практической целью, к примеру, собирать лекарственные травы для аптек, вводить в культуру дикорастущие декоративные растения.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о растениях долгожителях.
Незабываемое ощущение — находится рядом с деревом-долгожителем. Подумать только, это самые древние живые существа на земле! Они являются очевидцами всех великих событий человеческой цивилизации.
К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели — 9550 лет, произрастает она в шведской провинции Доларна. Интересно, что ель выглядит совсем не старой. Ученые провели анализ генетической информации и открыли неожиданное совпадение: по их утверждению стройная ель на горе Фулу имеет тот же генетический материал, что и останки под ней. Оказывается после отмирания древнее дерево, по неустановленным причинам, дало молодой побег, тем самым продлив себе жизнь.

К следующим в списке долгоживущих деревьев относят секвойю и баобаб. Их возраст может достигать 5000 лет. К тому же, cеквойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота отдельных экземпляров достигает 115 метров. Кора калифорнийской секвойи очень толстая, местами до 30 сантиметров. Она обладает одним необычным свойством: при соприкосновении с огнём она обугливается и превращается в тепловую защиту для дерева. Когда гуляешь среди этих гигантов, создается впечатление, что ты попал в сказку!

Баобаб является одним из самых толстых: окружность его ствола может составлять 9-10 метров, при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Уникальной особенностью баобаба является способность впитывать до 120 тыс. литров воды. Под толстой корой дерева находятся мягкие и пористые ткани, впитывающие воду как губка и необходимые для выживания дерева в период долгой засухи в Африке.

Обобщение.
— Какие растения называются однолетними? (Те растения, которые живут один сезон)
— Приведите примеры однолетних растений.
— Какие растения называются двулетними? (Двулетние – это растения, которые цветут и дают семена на второй год жизни)
— Приведите примеры.
— Какие растения называются многолетними, которые живут несколько лет)
— Приведите примеры.

Разгадывание ребусов.
— Отгадайте ребусы. Определите, к какой группе относится растение.

(Ландыш – травянистое многолетнее растение; роза – кустарник, многолетнее растение; чистотел – травянистое многолетнее растение; помидор – травянистое однолетнее растение; бук – дерево, многолетнее растение; мимоза – многолетнее растение.)

9. Домашнее задание.
10. Подведение итогов. Подсчет жетонов. Выставление оценок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *