Почему дождевого червя называют королем биосферы - Клуб органического земледелия

Почему дождевого червя называют королем биосферы

На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.
=Поясните, почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность.

Дождевые черви выползают на поверхность почвы во время дождя. Вода заливает подземные ходы дождевых червей, вытесняет воздух, червям становится нечем дышать и они выползают на поверхность.

Каково значение дождевых червей в биосфере?

1) Рыхлят почву, обеспечивают проникновение в почву воздуха.
2) Участвуют в образовании перегноя, переваривая отмершие части растений.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных сегментов. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

2. Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему.
4. У кольчатыех червей имеется вторичная полость тела (целом).
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Все представители типа Плоские черви ведут паразитический образ жизни. 2. Бычьего цепня относят к Ленточным червям. 3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается. 5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

1. Не все плоские черви паразиты, пример свободноживущего – белая планария.
4. У бычьего цепня нет пищеварительной системы, он всасывает питательные вещества своей поверхностью.
5. Основным хозяином бычьего цепня является человек.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Плоские черви – это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви – раздельнополые животные, откладывают яйца.

2. Человеческую аскариду относят к круглым червям.
4. Нервная система хорошо развита только у свободноживущих плоских червей.
5. Плоские черви – гермафродиты.

В чем заключается сходство плоских, круглых и кольчатых червей.

1) Имеется кожно-мускульный мешок.
2) Тело удлиненное, двусторонне-симметричное.
3) Имеются нервная, пищеварительная, выделительная, половая системы

Какими круглыми червями-паразитами могут заразиться дети, грызущие ногти?

Острицей и аскаридой.

Как человек может заразиться печёночным сосальщиком?

Заразиться печеночным сосальщиком можно, выпив некипяченой воды или пожевав травинку с заливного луга.

ТЕМА 4. БИОСФЕРА — САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖИВАЯ СИСТЕМА

ТЕМА. ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

Цель урока: обучающая — раскрыть суть и последствия негативного влияния человека на биосферу, подчеркнуть взаимосвязь человека и биосферы, подвести школьников к мысли о необходимости охраны биосферы; развивающая — развивать экологическое мышление, раскрыть возможные безопасные пути взаимодействия человека и биосферы; воспитательная — воспитывать любовь к природы, ответственность перед более слабыми существами.

Основные понятия: двоякий характер, парниковый эффект.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с таблицами и рисунками).

Оборудование: физическая карта полушарий, таблицы и рисунки к теме «Биосфера».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Межпредметные связи: биология (7 класс), география материков и океанов (7 класс), всемирная история (11 класс).

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Примеры положительного влияния человека на биосферу.

2. Примеры негативного влияния человека на биосферу.

3. Акция «Час Земли».

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Составьте круговорот веществ и энергии, соединив между собой такие организмы: грибы опята, дуб, белка, бактерии, куница, дождевой червь. (Это задание ученик выполняет письменно на доске).

Дополнительный вопрос: Как называют самую большую экосистему на Земле?

2. Дайте определение биосферы. Которое значение для биосферы имеет озоновый экран?

Дополнительный вопрос: Почему дождевого червяка называют « королем биосферы»?

3. Охарактеризуйте пределы биосферы. Чем объясняется существование пределов в биосфере?

Дополнительный вопрос: Кто и когда разработал учение о биосфере?

III . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ОПЫТА

Влияние человека на биосферу к началу XX ст. был незначительным.

— Почему он вырос в ххв.? (Потому что увеличилось количество населения Земли и выросли технические возможности людей.)

На сегодня хозяйственную деятельность людей по силе воздействия на природу можно приравнять к природным процессам планетарного масштаба (вроде мирового круговорота воды). На Земле почти не осталось уголков биосферы, которые бы не подверглись влиянию человека.

Влияние человека на биосферу имеет двоякий характер. Что это означает?

Существуют как отрицательные примеры влияния человека на биосферу, так и положительные.

Сложность заключается в том, что природа как будто мстит за каждую победу над ней и за первыми положительными результатам, на которые рассчитывала человек, выдает ей вторые и третьи результаты, которых она не предполагала и которые часто перечеркивают первые положительные результаты.

1). Расселение в районы бывшего пребывания и на другие материки растений и животных.

Первый пример двояких результатов влияния человека на природу такой. В 1859 году колонисты привезли в Австралию 24 кролики (5 кроликов съедают столько корма, сколько нужно одной взрослой овцы). Уже через несколько лет от бесконтрольного размножения они стали «объедать» овец и кое-где полностью уничтожили травянистый покров. Дело в потому, что в Австралии у кроликов не было врагов-хищников, которые охотой регулируют численность этого вида в экосистемах других материков. Лишь в 1950 году с помощью рискованных мероприятий (распространение вируса одной из болезней кроликов) удалось решить «кроличью проблему».

Читайте также:  Удаление берез с участка

2). Заповедование территорий. Об этом более подробный разговор будет вестись через урок, в конце изучения темы «Биосфера».

1). Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы.

— Чем загрязняется почва? (Ядохимикатами и минеральными удобрениями, которые вносят в почву в слишком большом количестве.)

2). С 1986 года начали открыто говорить еще о один вид загрязнения.

— Какой? (О радиационном.)

— Каким образом радиационные элементы попадают в организмы растений и животных? (С водой, воздухом и растительным массой.)

3). Тепловое загрязнение. Углекислый газ и некоторые дри газы, которые в результате хозяйственной деятельности человека попадают в атмосферу, вызывающих так называемый «парниковый эффект».

Парник, в отличие от теплицы, не имеет искусственного подогрева. Парник — это участок почвы, накрытая застекленными рамами или полиэтиленовой пленкой. Стекло или пленка не пропускают тепло, что идет от земли, в атмосферу и, задерживая его, способствуют повышению температуры воздуха внутри парника.

Подобным образом «работает» и углекислый газ задерживает атмосферное тепло, не выпуская его в космос. Повышение теплового фона, т. е. повышение температуры воздуха по сравнению с соседними территориями, наблюдается в больших городах и поблизости от промышленных предприятий.

4). Шум как нарушитель среды проживания.

— Какая часть биосферы мгновенно реагирует на непривычный звук: растения или животные? (Животные.)

5). В результате добычи полезных ископаемых, строительства и распашка почвы немало экосистем исчезли навсегда. Как видим, человеческая деятельность приводит к прямому уничтожению территории существования отдельных видов.

— Почему необходимо международное сотрудничество в деле охраны биосферы? (Во-первых, много природных объектов (реки, леса, моря) и их жителей находятся на территории нескольких государств. Во-вторых, благодаря круговорота воды и веществ влияние на один район Земли не изредка вызывает планетарные результаты.)

В 2007 году в городе Сидней (Австралия) была впервые предложена и проведена акция, смысл которой заключался в одновременной по местному времени отказ от использования электроэнергии в течение одного часа. Во время этой акции в 2007 году 2,5 млн. домов Австралии погрузились в темноту на один час.

В 2008 году австралийскую акцию поддержали на других материках.

В 2010 году в ней приняли участие 125 стран мира, в том числе и Украина. На 60 минут была отключена подсветка на таких известных архитектурных и исторических объектах, как Эйфелева башня в Париже, статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Бранденбургские ворота в Берлине (Германия), египетские пирамиды и прочее.

Вопрос присоединения отдельных граждан к этой акции является добровольным решением. В случае отказа на один час от такого блага цивилизации, как электроэнергия, предлагается устроить прогулку по ночному городу, пикник при свете звезд или ужин дома при свечах. Главное — задуматься о нашей матери-Земле, о ее проблемах и охране окружающей среды.

— Почему влияние первобытного человека на природу было незначительным? (Потому что людей было немного и они использовали простые механизмы.)

— Почему вмешательство человека в биосферу в одном районе Земли может вызвать изменения условий существования организмов в другом месте? (Потому что биосфера — целостная экосистема. Ее части связаны круговоротом веществ и энергии.)

Дать ответы на вопросы после параграфа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Биология и этика

История человечества — это история использование и преобразование благ, которые производит окружающий мир. Растениям и животным люди обязаны едой и одеждой, из недр Земли они добывают руду и топливо, получая от природы то, что необходимо для жизни. Однако в мире все взаимосвязано, и прогресс цивилизации оплачен значительными естественными потерями: мрачные пустыри сменяют тенистые леса, пустыни «атакуют» поля, отравлен множество рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных.

Казалось бы, что изменится в жизни человека, если исчезнет венценосный журавль или белый медведь? Какое вообще место человека среди других существ? Каковы ее права и обязанности перед природой? Именно из таких вопросам и родилась биоэтика (от греч. bios — жизнь и etos — обычай, правило) — учение о нравственном отношении человека ко всему живому.

«Человек — венец природы». Надменные слова. Но они означают, что человек считает себя единственным важным существом на Земли и противостоит всем остальным ее жителям. Такая установка заранее определяет: никто и ничто, кроме человека, не имеет самостоятельной ценности, прав, чувств и желаний. А если и имеет, то эта проблема ни в коем случае не должен беспокоить людей.

Идею исключительности человеческого рода, его «законного» права на все блага Земли в общем виде сформулировал еще греческий философ Ксенофонт (430-355 или 354 г. к н. е.), а в XIII веке. она была оформлена в богословских трудах средневекового философа Фомы Аквинского. Эта система взглядов получила название антропоцентризм (от греч. antropos — человек и kentron — центр, сосредоточение) и до сих пор определяет мировоззрение большинству людей, особенно в западных странах.

Однако история человечества знает и другие примеры. В ранних цивилизациях человек признавал единство мира и происхождения всего живого. Племена носили имена зверей и птиц, от которых, согласно взглядами древних людей, они вели свой род. Убивая на охоте оленя или антилопу, первобытные люди с помощью особых обрядов просили в их душ прощение за вынужденное злодеяние.

Читайте также:  Утиное филе с картошкой в духовке

Во многих странах Востока и до сих пор люди, которые исповедуют такие религии, как индуизм, буддизм и джайнизм, верят, что после смерти человека его душа может переселяться в тело зверя, птицу,

насекомые. Основой морали здесь есть принцип: не причинять вреда животному. В Библии или Коране, главных книгах христиан и мусульман, тоже есть призывы к милосердию и уважительному отношению к всех живых существ.

В XX века. до человечества стала постепенно возвращаться древняя мудрость, подкрепленная современными научными знаниями. Чем больше человек узнает о животных, тем быстрее разрушается представление о барьер, который отделяет человечество от других биологических видов. Одновременно с этим тает миф об исключительности человека, его уникальную ценность и неоспоримые права на все блага мира. На смену антропоцентризму приходит біоцентризм (от греч. bios — жизнь и kentron — центр), которая признает равные права на существование всего живого.

В 60-х годах XX века. несколько философов — выпускников Оксфорда, одного из самых известных университетов Великобритании, впервые выдвинули идею прав животных, что возмутило многих. Но укоренилось, казалось бы, очевидная вещь: животные имеют права вследствие их самостоятельной ценности (независимой от заинтересованности в них человека). Поэтому к ним нельзя относиться как к средствам удовлетворения человеческих потребностей. Какое бы ни было место человека на Земле, нельзя считать, что все остальное существует только для ее пользы.

Лишь в начале XX века. появились законы о защите животных от жестокости людей. Первый такой документ был принятый в Великобритании, так же появилось первое в мире общество защиты животных.

До сих пор продолжаются эксперименты над животные. Только в США вследствие них ежегодно погибает 65-100 млн. невинных существ. Возможно, без этих опытов человечество гораздо меньше знало бы о природе, не научилось бороться со многими болезнями, не создало бы многих современных лекарств. Но всегда необходимы такие жертвы?

Отношение ко всем живым существам, а не только к человеку — это участок нравственности. Долг человека — защищать все живет. Эту мысль высказал в начале XX века. выдающийся философ-гуманист и врач Альберт Швейцер (1875-1965). В 1913 году на вершине своей карьеры он оставил работу в немецкой клинике и уехал из Германии в экваториальную Африку, где прожил много лет. Там он создал больницу для африканцев и посвятил свое жизнь спасению их от недугов. В больнице, которую построил Швейцер в Африке, находили приют не только люди, но и больные животные: лань, обезьяна, пеликан. Биография врача — это история подвига во имя страждущего человечества. В 1952 году ему была присуждена почетная Нобелевская премия мира.

В шотландском городе Эдинбурге стоит небольшой чугунный памятник: маленький, в натуральную величину пес, поднятый на широкую колонну. Надпись говорит: «Верному Бобби». Собаку подобрал на улицы полицейский, три года они прожили вместе, а когда хозяин умер, Бобби 14 лет жил у его могилы на монастырском дворе. Каждый вечер пес возвращался на свой пост. После смерти Бобби пораженные такой преданностью горожане поставили памятник верному псу.

Статьи садоводам и огородникам

Овощи

Фрукты

Деревья и кустарники

Почва

Вредители и болезни

Комнатные растения

Цветы

Дождевой червь в земле

Дождевых червей видели все, но многие ли знают, что это гаранты нашего благополучия и здоровья? В умах большинства людей до сих пор бытует невежественное представление, что черви достойны лишь презрения — их можно давить, уничтожать, травить. В вину это никому не ставилось, пока не произошло непоправимое. Но об этом чуть позже.

Дождевые (земляные) черви — крупные беспозвоночные почвенные животные — сапрофаги, питающиеся растительными остатками. В почвах нашей страны их насчитывается около 97 видов. Пропуская через свой кишечник большую массу отмерших растительных тканей, сапрофаги их разрушают, переваривают и перемешивают с землей. Им же принадлежит заслуга в переработке компостов, которые через некоторое время превращаются в сыпучий, рыхлый, состоящий почти исключительно из гранулированных экскрементов червей материал. Это — водопрочные, водоемкие, гидрофильные структуры, которые составляют в почве наиболее ценные формы гумуса и являются центрами микробиологической активности. Дело в том, что в кишечнике червей развиваются процессы полимеризации низкомолекулярных продуктов распада органических веществ и формируются молекулы гуминовых кислот, образующие комплексные соединения с минеральными компонентами почвы, прежде всего с кальцием (гуматы кальция). Последние долго сохраняются, делают почву структурной, что предупреждает ветровую и водную эрозии.

Роясь в земле, черви поглощают не только перегной, но и бактерии, водоросли, грибы с их спорами, простейшие организмы животного мира и нематод.

Строение земляного червя

Количество бактерий в почве огромно. Один грамм подзолистой почвы на целине содержит 300—600 миллионов, а один грамм окультуренных черноземов и сероземов — до 3 млрд. Общая живая масса их на одном гектаре пахотного слоя составляет 5—10 т. В навозных компостах или хорошо удобренной навозом почве количество микроорганизмов еще больше. Почвенная микрофлора и микрофауна являются основным источником белкового питания дождевых червей. Она почти полностью переваривается в их пищеварительном канале и практически отсутствует в копролитах (копрос — испражнения, литое — камень). Зато там содержится огромное количество собственной кишечной флоры. Почвенная микрофлора и микрофлора копролитов — это не пассивная биомасса. Она содержит много самых разнообразных ферментов, антибиотиков, аминокислот, витаминов, других биологически активных веществ, которые взаимодействуют и саморегулируются, обеззараживая патогенную микрофлору. Этому способствуют не только черви, но они доминируют, составляя 50 — 72 % всей биомассы почвенных беспозвоночных. На одном гектаре хорошо ухоженных лугов или пастбищ общее их количество (до химизации) составляло от 1 до 200 млн особей (в среднем около 20 млн), вес же биомассы — от 2 до 5 т/га, что почти в 100 раз превышает биомассу наземных животных на данной площади.

Читайте также:  Семена подсолнечника химический состав

Почва — это живой организм, где микроорганизмы закрепляют химические элементы в своих клетках, тогда как дождевые черви (и другие почвенные беспозвоночные) способствуют выведению этих элементов из органического вещества растений и микробной биомассы. В этом круговороте веществ они выступают как регуляторы деятельности микроорганизмов, как санитары и дезодораторы почвы, которая при сем обогащается азотом, фосфором, калием, сбалансированными между собой по природной технологии. При высокой численности червей в компостах они перерабатывают его в высокоэффективное гумусное удобрение. В копролитах червей естественных популяций содержание гумуса составляет 11— 15 %, а у выведенных искусственно — до 35 %. Такое удобрение — «хлеб» для растений. Оно восстанавливает и повышает плодородие почвы лучше, чем навоз, гарантируя более весомую прибавку урожая.

Есть у червей и другая специфическая особенность, весьма полезная для сельского хозяйства. Связана она с уникальной их способностью образовывать, мелиорировать и структурировать почву, что можно проиллюстрировать следующими примерами. За лето популяция из 100 червей на одном квадратном метре прокладывает в почве километр ходов, делая ее рыхлой, водо- и воздухопроницаемой. Установлено, что червь за сутки пропускает через пищеварительный канал количество земли с органикой, равное весу своего тела. Если принять средний вес червя в 0,5 г, а количество их на 1м 2 — 100 шт. (1 000 000 особей/га), то за сутки они пропустят 50 г на 1 м 2 , или 0,5 т/га. Активная деятельность червей продолжается в средней полосе 200 дней в году, значит количество почвы, прошедшей через их пищеварительный канал, выразится массой в 10 кг/м 2 (100 т/га). Если же плотность популяции червей больше, то соответственно больше и гумуса. Какими современными средствами можно создать и переместить на поля в течение года столько гумусных удобрений? Никакие другие животные и даже агромелиоративные приемы не могут в полной мере сравниться здесь с червями. Это они, утилизируя ежегодно несметные количества органической биомассы растений и животных, создавали самые благоприятные условия для всего живущего на земле. В основном их деятельностью сотворены некогда знаменитые наши черноземы.
Из приведенного видно, что наличие дождевых червей является самым естественным показателем здоровья и плодородия почвы.

Поедание земляных червей угрожает их популяции

Понимание роли дождевых червей в жизни биосферы земли признано совсем недавно. А до этого им была объявлена тотальная химическая война. Суть этой войны обусловлена возможностью резкого повышения урожайности с помощью химических удобрений. На каждый килограмм таких удобрений, внесенных в почву, стали получать по 10 кг зерновых. Так был сделан опаснейший вывод — чем больше минеральных удобрений, тем больше хлеба, овощей, кормов, мяса и молока. Придумали чудо-лозунг: «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация, плюс химизация народного хозяйства». И началось! Чем меньше земля с годами давала прибавки урожая (в середине восьмидесятых годов только по 2,5 кг зерна на каждый килограмм внесенных химических удобрений), тем больше требовалось вносить химических удобрений. Было предложено удобрять поля обезвоженным аммиаком, аммиачной водой, углекислым аммонием и другими вредными для почвы химическими удобрениями — сильнейшими ядами для всего живого. Стоит заметить, что врачи-хирурги используют 0,25 % раствор аммиака для дезинфекции кожи рук перед операцией. Уже этот слабый раствор практически моментально губит микрофлору и делает руки стерильными.

Такой же стерильной стала почва на полях, обработанных аммиаком. А что урожайность? Она едва окупает затраты. Положение усугубилось с началом широкого использования пестицидов. В результате мы пришли к разрушению почвы, потере гумуса, к уничтожению всего живущего в этих, искусственно созданных зонах бедствия.

Более ста лет назад основоположник научного почвоведения В. Докучаев, называя чернозем величайшей силой и богатырем, предупреждал, что этот богатырь однажды может надорваться. К сожалению, все так и случилось, как и с другими почвами, находящимися длительное время под воздействием химических удобрений, пестицидов и плуга. Страна вползла в продовольственный кризис, выйти из которого было крайне трудно, так как почва восстанавливается медленно — около одного сантиметра за сто лет.

Сравнительно быстро могут восстановить или повысить плодородие земли садоводы-любители и владельцы приусадебных участков. Они сегодня дают со своих небольших участков около 30 % овощей и фруктов. Могут давать и больше. Для этого нужно научиться разводить дождевых червей и готовить с их помощью гумусное удобрение из компостов. А ускорить воссоздание плодородия отравленных полей можно путем реконструкции жизни почвенного сообщества животных в их почвах. Технология уже разработана автором этой статьи во Владимирском государственном педагогическом институте им. Лебедева-Полянского и внедряется на отдельных участках Московской и Владимирской областей.

А. Игонин, доктор мед. наук, профессор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector