Про хвойные деревья детям - Клуб органического земледелия

Про хвойные деревья детям

Морозова Марина Юрьевна
Конспект НОД «Хвойные деревья. Наша ёлочка»

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

Виды детской деятельности.

Игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: познакомить детей с понятием «хвойные деревья», расширять и обогащать знания детей о хвойных деревьях.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: закреплять у детей чувство любви к родной природе.

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

КОРРЕКЦИОННЫЕ: развивать у детей память, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие.

Закреплять у детей навыки связной речи, грамматического строя речи, развивать фонематические представления.

Развивать у детей мелкую моторику рук, терпение.

Проявляет любознательность, эмоционально воспринимает художественное произведение, выражает своё отношение к персонажам, поддерживает беседу ; с интересом разгадывает загадки ; проявляет положительные эмоции.

Иллюстрации с изображением хвойных деревьев, веточки хвойных деревьев: ель, сосна.

Сказка – легенда «Новогодняя ёлка». Загадки, стихи о ёлочке.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Тетради в крупную клетку, простой карандаш для графическое письмо.

Воспитатель говорит детям о том, что сегодня на занятии пойдёт разговор о деревьях, но чтобы узнать о каких, дети должны задавать вопросы.

Используется метод контрольных вопросов.

Вопросы детей к воспитателю:

– эти деревья растут в городе?

деревья низкие или высокие?

– веточки на этих деревьях растут вверх или вниз?

– на этих деревьях есть листья?

– на нём вместо листьев иголки?

Дети догадываются, о каких деревьях на занятиях они узнают новое.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и запомнить их:

«Зимой и летом одним цветом?» (Ель, сосна).

«Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год?» (Ель, сосна).

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

– ель и сосна – лиственные деревья или хвойные? Почему?

– как называются иголочки на еле и сосне?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель предлагает детям подумать и рассказать, на что похожи хвойные деревья. Используется метод символической аналогии.

Дети рассказывают о том, что хвойные деревья похожи на щётку, ежа и т. д. Каждый высказывает свои сравнения: «Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка тоже».

Воспитатель рассказывает детям о том, что у хвойных деревьев иголки – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнышка свет и тепло. Каждая хвоинка живёт долго 5 – 7 лет, а потом падает на землю. Но хвойные деревья никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозелёные деревья, иголки у них сменяются постепенно.

У сосны иголки толще и длиннее чем у елей. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить иголочки на веточках сосны и ели).

Шишки у них также различаются: у сосны шишки маленькие и круглые, а ели – узкие и длинные. Семена в них мелкие и с крылышками, раскроются шишки, ветер подхватит крылатые семена, и там, где опустится семечко, вырастает хвойное деревце. Шишек на хвойных деревьях бывает много. Семена – любимое лакомство лесных жителей: клестов и дятлов, белок и мышей. Зимой хвойные леса спасают зверей не только от голода, но и от стужи. В еловом лесу не бывает ветра.

Из толстых брёвен хвойных деревьев люди строят тёплые деревянные дома, делают красивую мебель. Бумага, на которой напечатаны книги, сделана тоже из хвойных деревьев.

У ели самая звонкая и певучая древесина, поэтому из неё делают скрипки и другие музыкальные инструменты.

Из самых высоких и ровных стволов хвойных деревьев делают мачты для кораблей. (Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций).

– чем отличаются хвоя и шишки у ели и сосны?

– как спасают хвойные леса зверей от голода и холода?

– что делают из хвойных деревьев?

Дети отвечают на вопросы. Воспитатель следит за чётким произношением всех звуков, за правильным построением предложений.

Детям даётся задание составить предложения из слов:

Заяц, ёлка, сидеть, под.

Белка, сидеть, сосна, на.

Гриб, расти, ели, между.

Дети составляют предложения.

Проводится графическое письмо «Ёлочка» – дети под диктовку воспитателя по клеточкам воспроизводят изображение ёлочки. (Воспитатель напоминает детям о правильной осанке, о внимании).

Упражнения для пальчиков. Дети стоят около стульчиков.

Елка быстро получается, если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними, пальчики ты разведи.

(Ладони от себя (ладони под углом друг к другу, пальчики пропускаются между собой. Пальчики выставить вперёд. Локотки к телу не прижимать).

Под высокой сосной сидит заинька косой.

(Одна рука – «сосна» (пальцы растопырены, подняты вверх); на второй руке указательный и средний пальцы образуют «ушки» зайца, остальные пальцы сжаты).

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

– почему мы говорим сегодня о таком интересном, удивительном дереве, как ель?

– какой скоро праздник?

– без какого дерева не обходится этот праздник?

Дети отвечают на вопросы, рассказывают о том какими разнообразными и красивыми игрушками они украшают ёлку на Новогодний праздник.

Воспитатель предлагает вниманию детей рассказ «НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА»:

«Во многих странах на Новый год и Рождество принято наряжать ёлку.

Впервые ёлку начали наряжать в Германии в Средние века. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости.

Читайте также:  Простой рецепт торта из печенья

Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса.

. Не только люди, но и деревья, которые росли около пещеры, где появился на свет Христос, радовались этому событию. Но самыми счастливыми выглядели пальма, маслина и скромная зелёная ель, они росли рядом с пещерой. Им хорошо были видны ясли и Младенец.

– Пойдём, поклонимся Младенцу и поднесём Ему наши дары, – предложила пальма маслине.

– Возьмите и меня с собой, – попросила ёлка.

– А что ты можешь принести в подарок – у тебя только колючие иголки да липкая смола? – возразили ей пальма и маслина.

Этот разговор услышал Ангел, и ему очень захотелось помочь тихой и незаметной ели.

Первой склонилась над младенцем пальма и подарила ему самый лучший лист из своей кроны.

– Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, – произнесла она.

Потом маслина наклонила свои ветви, и с них закапало душистое масло. Пещера наполнилась приятным ароматом.

Только бедная ёлочка стояла в сторонке совсем грустная. И Ангел решил утешить её: – Милая ёлочка, не расстраивайся, я украшу тебя так, что ты будешь выглядеть гораздо лучше своих сестёр. Ангел сделал знак рукой, и вдруг произошло чудо. Одна за другой на зелёные ветки ели стали падать с неба звёзды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то не красивый лист пальмы, не аромат в пещере привлекли Его внимание, а прекрасная сияющая ёлка. Он улыбнулся и протянул к ней ручки.

Ёлка не загордилась и своим сиянием осветила своих подруг – пальму и маслину. И Ангел произнёс: – Милая ёлочка, ты доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а все вокруг, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться.

Дети приступают к самостоятельной работе по аппликации "Наша ёлочка".

В ожидании чудес и волшебства. Фотоотчёт До Нового года остались считанные дни и праздничное настроение уже витает в воздухе. Под Новый год все мы на некоторое время становимся.

Выставка детских работ, посвящённая сказкам Г. Х. Андерсена. Фотоотчёт В нашем детском саду проходила выставка детских работ по произведениям великого датского сказочника Г. Х. Андерсена, посвященная 210 –.

Татьяна Зверева
Конспект занятия «Хвойные деревья в нашем лесу»

Тема занятия очень актуальна в предновогодние дни. Это одно из занятий, которое разработано для проведения в рамках экологической акции "Сохраним елочку, красавицу наших лесов!". Все приемы, используемые в занятии – авторские.

Некоторые игровые приемы, используемые в конспекте можно испоользовать отдельно и как подвижную игру, и как эксперимент,и как беседу, и как игру на развитие мышления и т. д. Занятие интересно тем, что в него интегрируются задачи и речевого развития, и математического, и музыкального и экспериментальной деятельности. У него "клиповый", игровой характер подачи знаний, что делает его интересным для детей.

Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса

Образовательные задачи: Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и кедра, показать их сходные и контрастные признаки.

Учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья.

Отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян);

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку;

Развивать воображение при перевоплощении в хвойные деревья, по возможности передавая их характерные особенности;

Развивать у детей умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Развивать умение соотносить строение ели с особенностью расположения колец на пирамидке по размеру.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.

Формировать у детей мысль о том, что вместе делать все легче и интересней.

Воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев (ель – еловые, сосна – сосновые, кедр – кедровые).

Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев: ель, сосна, кедр.

Передавать словами свои тактильные ощущения.

Закрепить употребление порядковых числительных.

Предметно – развивающая среда: картинки – отгадки к загадке (еж, елка, дикобраз, кактус, рыба – еж, ель, сосна); веточки хвойных деревьев на каждого ребенка, музыка к игре «Хвоинки», шишки сосновые, еловые, кедровые; по две каждого вида; семена сосны; большая кедровая шишка; елочка – пирамидка.

Педагог: Сейчас вас ждут разные задания. Справиться с ними будет легче вместе или по одному? Правильно, только дружные, сообразительные и внимательные смогут справиться с моим заданием. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. У нас получилась дорожка для волшебного «сигнальчика», который, пробежав по ней, сделает нас дружными, сообразительными, внимательными.

Педагог посылает «сигнальчик» – пожимает руку стоящего рядом ребенка, тот другому, пока «сигнальчик» не дойдет снова до воспитателя с другой стороны. Он сообщает, что теперь все готовы к выполнению заданий.

Ход занятия:

Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку»

Педагог: Сегодня я хочу загадать вам загадки. Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка. Слушайте первую: Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год.

Читайте также:  Сколько весит бык в 2 года

Педагог выставляет на доску картинку-отгадку с изображением елочки

Педагог: Вторая загадка: ничего себе не шьет, а в иголках круглый год! Дети говорят, что эту загадку я уже загадывала, но я сообщаю им, что загадка та же, но отгадка другая

(выставляет на доску картинку с изображением ежика)

Аналогично загадывается загадка и выставляются следующие картинки кактуса, дикобраза, рыбы-ежа и других подходящих картинок.

Загадывание загадок происходит до тех пор, пока у детей будут варианты отгадок. Когда варианты иссякнут, педагог говорит о том, что он не думал, что дети отгадают все его загадки.

Педагог: Скажите, пожалуйста, сколько загадок загадала вам я?

Дети: Одну, а отгадок было пять!

Педагог: Мне понравилось, как вы все вместе и дружно искали отгадки к моей загадке. Легко ли было бы одному отгадывать загадку?

Педагог: Чем похожи все отгадки? Я еще знаю отгадки к этой загадке. Хотите, я вас с ними познакомлю? Когда в следующий раз вам загадают эту загадку, вы будете еще знать к ней отгадки.

Педагог: Вот эти отгадки! (педагог выставляет на доску картинки с изображением кедра и сосны) Они друзья елочки. Мы оставим этих друзей и уберем остальные отгадки. Они похожи друг на друга? Чем похожи?

Дети: У них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зеленые и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки- иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют… Какие же они, если у всех есть хвоя? С листьями – лиственные, с хвоей – ….

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Педагог: Сегодня мы с ними познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. Я принесла веточки хвойных деревьев, Я осторожно сорвала их на дереве. Погибнут теперь деревья? Это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности лучше не рвать веточки.

О каком дереве будем говорить?

Педагог картинку елки выдвигает на передний план

Какие веточки по размеру растут на самом верху елки? А внизу?

Показывает еловую веточку

Педагог: Эта веточка с елочки. Какая веточка, если с елочки?

Педагог: Елочка хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а елочка пройдет и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребенка и здоровается: «Здравствуй, Дима! (Коля, Маша, Саша)», а дети: «Здравствуй, елочка». «Елочка» по кругу здоровается со всеми детьми.

Педагог: Какая хвоя у елочки?

Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая и т. д.

Педагог: Хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите.

Педагог открывает поднос с веточками и предлагает:

Найдите и возьмите веточку елочки, еловую веточку и посмотрите, как растут еловые хвоинки.

Дети: Они растут по одной.

Педагог: Какая веточка у вас в руках?

Педагог: Давайте познакомимся со следующим деревом.

Педагог выставляет вперед картинку с изображением сосны

– Как оно называется?

– В какой части дерева располагаются ветки сосны?

– Вот веточка с сосны, если с сосны, то какая она?

Показывает сосновую веточку

– Какие у нее хвоинки?

Дети: Они длиннее, колючие, зеленые, острые и т. д.

Педагог: Сосна тоже хочет с вами познакомиться.

Педагог: Дети, а какое из деревьев сильнее колется?

Педагог: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Возьмите веточку сосны и рассмотрите, какие дружные хвоинки у сосны.

Дети берут веточки сосны, рассматривают

Педагог: Сколько хвоинок растет вместе у сосны?

Педагог: Осталось еще одно хвойное дерево.

Педагог ставит картинку с изображением кедра в ряд с сосной и елью

-Как оно называется?

– Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относится к … каким деревьям?

Педагог: Кедр дал нам свою веточку. Посмотрите на нее, чем она отличается от веточек ели и сосны?

Дети: Иголочки у этого дерева более длинные и их больше. Веточка более пушистая.

Педагог: Кедр тоже хочет с нами познакомиться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а кедр со всеми поздоровается.

Педагог: Почему вы не отдергивали руку, когда веточка кедра с вами здоровалась?

Дети: Иголочки у него мягкие, они не кололись.

Педагог: А еще я вам скажу, что хвоинки на кедре самые дружные. У елки растут по (дети досказывают, у сосны растут, а у кедра, как вы думаете, по сколько хвоинок дружат?

Дети высказывают предположения. Педагог предлагает посчитать иголочки кедровые в одном пучке. Педагог предлагает взять веточки кедра и рассмотреть, как растут хвоинки у кедра.

Игра «Прятки с хвойными веточками»

Педагог: Веточки хотят поиграть с вами в прятки. Они будут показываться из-за мольберта, а вы должны быстро назвать, с какого дерева они. Если назовете правильно, веточка кивнет, если нет, она вам тоже даст знать.

Педагог (показывает из – за доски веточку): С какого я дерева? Какая я? И т. д.

Педагог: Мы познакомились с некоторыми деревьями, которые растут в нашем лесу. Их называют ….

Читайте также:  Рецепт корейской морковки на зиму

Дети: Хвойные деревья.

Игра «Хвоинки»

Педагог: Я предлагаю поиграть в игру «Хвоинки». Зазвучит музыка, и мы пойдем по кругу друг за другом, пританцовывая. Как только музыка прекратится, я называю в хвоинки какого дерева я вас превращу (например: «Вы сосновые хвоинки, а вы должны показать, как растут на дереве его хвоинки: по одной, по две или по пять. Для этого вам надо или встать по одному, либо парами, либо в круг по пять человек.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев

После игры педагог приглашает подойти к столу, где находятся шишки хвойных растений

Педагог: Эти шишки с хвойных деревьев. В шишках находятся семена -орешки. Из них вырастут новые деревья. Самые крупные – кедровые. Рассмотрите кедровые шишки и орехи в них. Продолговатые шишки с сосны, а округлые – с елки. Сравните по размеру их. Какие крупнее? Что есть общего (у сосновых и еловых орешков есть крылышки? Посмотрите.

Дети рассматривают семена сосны и ели.

Для чего они им?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Крылышки помогают орешкам как можно дальше разлететься от дерева – мамы.

Педагог, подняв высоко сосновый орешек, отпускает его

Эксперимент с семенами

Теперь вы попробуйте поднять и отпустить орешек, при этом подуйте на него. Посмотрите, на что похожи сосновые орешки, когда они летят.

Дети: На вертолет, стрекозу.

Педагог: Вот как приспособились семена сосны и елки к распространению.

Жизнь многих животных зависит от этих орешков. Об этом мы поговорим позже.

Игра «С чьей ветки детки».

На трех подносах лежат по веточке хвойных деревьев. На четвертом подносе шишки с разных хвойных деревьев. Нужно к каждой ветке положить соответствующие шишки.

Дети разносят шишки, затем проверяют, правильно ли выполнено задание и каждый раз, называют с какого дерева шишки

Педагог приглашает детей за стол. Ставит на середину стола пирамидку в форме елки и разбирает ее.

Игра «Помогите елочке вырасти»

Педагог: Помогите этой елочке вырасти. Помогать будете по очереди. Условие: помочь смогут те, кто сможет ответить на мои вопросы. Если вы не знаете ответа, пропускаете ход. Посмотрим, как будет расти наша елочка медленно или быстро.

Педагог каждому ребенку задает вопрос по теме занятия, если ребенок отвечает, он надевает одно из колечек пирамидки, если нет – пропускает ход.

Вопросы для детей (по числу колечек пирамидки):

1. Как называют иголочки – листья у некоторых деревьев?

2. Как называются деревья с хвоей?

4. По сколько хвоинок вместе растет у сосны?

5. По сколько хвоинок вместе растет у кедра?

7. Какое дерево свет любит?

8. А какое дерево любит тень?

Педагог: Как росла елочка? Почему она росла быстро?

Дети: Мы быстро отвечали на вопросы.

Педагог: Вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам кедровую шишку, потому что ваш детский сад похож на орешек, в котором детей как орешков в шишке. Орешки, когда попадают в землю, прорастают и вырастают в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже все вместе можете украсить землю добрыми делами и поступками. Вместе все веселей и легче делать.

Акция «Единство народное» Акция Тема: «Единство народное». Место проведения: МДОУ – дс «Радуга», старшая группа. Дата проведения: 7.11.2011. Цель акции: развивать.

Фото-выставка «Альтернативная ёлочка» Тема экологии очень мне близка и поэтому темы самообразования у меня в той или иной степени с ней связаны. В рамках работы с детьми по экологии.

для детей и родителей

Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.

Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…

А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.

Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.

Кроме ели и сосны, к хвойным относятся ещё лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.

Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не служат источником питания для животного мира.

В хвойном лесу могут произрастать лишь немногие виды растений вследствие недостатка солнечного света. В них всегда прохладно.

Применительно к хвойным деревьям нередко употребляется выражение «самый-самый». Самое древнее дерево, самое высокое дерево, самое толстое дерево – все эти рекордсмены среди деревьев — представители хвойного царства.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector