Что такое шамот в керамике
Перейти к содержимому

Что такое шамот в керамике

  • автор:

Шамотная глина: из чего состоит и где используется

Шамотная глина: из чего состоит и где используется

С этим материалом знакомы не только гончары, но и строители со стажем. Вопреки названию он не относится к сортам глины и представляет собой перемолотые кусочки керамики. Именно поэтому вы вряд ли встретите наименование “шамотная керамика” — чаще всего материал называют шамотной глиной или шамотными массами. Шамот может иметь любые оттенки, а также разную жирность, степень пластичности и т.д. В качестве сырья для него берут белую каолиновую глину, которую затем подвергают воздействию высоких температур (1300-1500 °C), чтобы сделать наиболее термостойкой. Далее мы подробнее расскажем, что же такое шамотная глина, а также как ее изготавливают и при создании каких изделий применяют.

Производство и состав шамота

После термической закалки в печи глиняная масса теряет влагу и пластичность, а ее цвет меняется с серого на бурый. В итоге материал становится прочным, как камень, и только после этого его измельчают с помощью специальных металлических валов до состояния песка разных фракций. После высыхания шамотная смесь не подвержена усадке и трещинам.

В составе шамота, который образуется только естественным путем, содержится группа природных силикатов с кремнием и алюминием. Так что при производстве в шамотную глину чаще всего ничего не добавляют — она считается полезным ископаемым. Различают два вида таких глин: морские (залегают на дне морей и океанов) и материковые (добываются со дна озер и рек). Крупнейшими российскими месторождениями шамота являются Палевское, Кыштымское и Астафьевское.

В шамотных глинах содержатся такие элементы как кварцевый песок, оксиды алюминия, натрия, калия, железа, магния и кальция. Если примеси в составе отсутствуют, материал имеет светло-серый оттенок. В противном случае он примет красный, желтый и даже синий цвет. Также окрас готового шамота зависит от его температуры обработки. Чем она выше, тем больше влаги он потерял. По способности поглощать жидкость готовый шамот делят на высокожженный и низкожженный — с сильным водопоглощением. Устойчивость к высоким температурам как раз и сделала его настолько востребованным материалом. Нельзя не отметить еще и такие качества, как прочность и экологическая чистота.

Керамисты ценят шамот за то, что при высыхании он не дает усадки, а следовательно, не подвержен появлению трещин. Срок сушки шамотных изделий составляет 10-12 дней, а на продолжительность этого процесса влияют влажность и температура окружающей среды, а также толщина стенок.

Технические характеристики по ГОСТ 6137-8

Шамотная глина отличается от обычной — к ней предъявляются следующие требования:

  • Цвет: серый;
  • Диаметр зерна: не более 2 мм;
  • Консистенция: хорошая сыпучесть без комков и конгломератов;
  • Температура плавления: 1550-1850 °C;
  • Коэффициент поглощения влаги: 2-10% для высокожженного, до 25% для низкожженного;
  • Влажность: до 5%.

Подробно рассмотрим, что отражают основные характеристики шамота.

  • Пластичность. Присуща только увлажненному шамоту. Показатели пластичности разных сортов глины отличаются, так как находятся в зависимости от зернистости и состава минералов. Если глина нагрета не более, чем до 150 °C, ее пластичность обратима. Однако когда дегидратационный процесс уже запущен, из-за сильного нагрева это свойство станет постоянным. Для снижения пластичности есть специальные добавки — отощители, в составе которых кварц и сухой шамотный песок.
  • Воздушная усадка. Эта характеристика отражает то, насколько уменьшается заготовка после просушки. Она выражается в процентном соотношении к изначальному объему и составляет 5-11%. Чем выше усадка, тем пластичнее сорт глины. С такими материалами работать проще, но на них чаще образуются трещины из-за уменьшения изделия в процессе обжига. Для сохранения изначальных параметров в шамот следует добавлять специальные связующие примеси.
  • Температура спекания. Материал спекается, когда перестает впитывать жидкость. В этот момент он и достигает своей температуры спекания. Особенность изделий из шамота в том, что они не деформируются в процессе спекания и сохраняют огнеупорные свойства.
  • Связующая способность. Этот показатель нужен не только строителям, но и декораторам. Разведенный водой порошок после высыхания образует сырец, связующая способность которого объясняется пластинчатым строением частиц некоторых компонентов шамота.
  • Огневая усадка. Происходит в процессе обжига и объясняется не испарением жидкости, а плавлением некоторых соединений глины при высоких температурах. В результате этого происходит проникновение жидкой субстанции в поры и пространство между нерасплавленными частицами — плотность растет, а объем уменьшается. Если в глине содержится много кварцевого шамота, огневой усадки не будет.
  • Огнеупорность — способность не плавиться при высоких температурах. Хорошая глина выдерживает до 1580 °C, так как не содержит посторонних примесей. Она востребована при производстве печей и каминов как связующий материал для изготовления кирпичей.

Для создания чего используется шамотная глина?

В качестве сырья она подходит для изготовления сухих смесей, которые необходимы при производстве штукатурки, кладочных растворов и огнеупорных кирпичей. Чтобы соорудить надежную термостойкую печь или камин, используется кирпич из глино-шамотной смеси с маркировкой «Ш».

Шамот очень популярен в сфере декора и лепки. С его помощью можно создать эффект потертости, мелкие щербинки и трещинки, подражая стилю старинной роскоши. При наружной шероховатости изделия его внутренняя часть остается гладкой, что обеспечивает легкий процесс установки.

Кроме того, шамотная глина используется и в керамике, для создания изящных вещей: статуэток, ваз, цветочных горшков, джезв (турецких кофеварок), посуды и других предметов. Такие изделия считаются универсальным декором и отлично смотрятся в любом интерьере.

Из нашей статьи вы узнали, что такое шамот и что из него производится. Многие из этих предметов вы можете самостоятельно сделать из глины в мастерской «Крути-Верти», чтобы украсить интерьер своего дома или же подарить близким на Новый год! На уютных мастер-классах работники студии расскажут, как изготовить милую мандаринницу в виде вязаного мишки, тарелочку с вашей любимой жизнеутверждающей или смешной цитатой, красивую новогоднюю кружку, изящное блюдо в виде листа монстеры или коллекцию игрушек на елку, которую не найти ни в одном магазине! А если ваши друзья и близкие тоже обожают что-то создавать руками, подарите им сертификат на посещение нашей мастерской. Приходите, вместе мы создадим много прекрасных вещей!

Шамотные глины

Сначала нужно сказать, что шамот — это не какая-то определенная глина (как и ксерокс — это не только копировальный аппарат, и строго говоря, копировальные аппараты бывают самых разных производителей). Шамот — это перемолотые кусочки керамики, при помощи которых происходит процесс, называемый «шамотирование глины».

Поэтому шамотированная масса может быть абсолютно любой — любого цвета, пластичности, жирности и т.д.

Более того, известны литейные шамотированные массы, например, в Кимрах работает Александр Чернышев, который отливает свою керамику из шамотированного шликера. А у меня долгое время в холодильнике лежал шамотированный фарфор.

Шамотированные массы созданы в основном для упрощения работы с крупно-габаритными изделиями: они не только прекрасно держат форму, но и совершенно некапризны в сушке и обжиге, имеют меньшую усадку. Кроме того, некоторые из них можно ставить в обжиг даже не до конца высушенными.

Суть шамотирования глины такая же, как у добавления гравия в цемент при создании железобетона — армирование глины для увеличения крепости изделия в сырце, и как следствие, возможность делать из нее с меньшими усилиями крупные цельные предметы.

Многие не любят шамоты, но, как известно, чаще всего нелюбовь проистекает от незнания предмета. С шамотной массой нужно внимательнее работать в плане рельефов изделия. Если масса пересушена или наоборот слишком влажная, то шамотное зерно выскакивает на сгибах и рельеф получается неаккуратный и драный. Поэтому пласт из шамотной массы должен быть вполне определенной влажности, а пробивка рельефа должна быть очень тщательная, ибо непробитый рельеф «замыть по-быстрому» не получится, его нужно будет долго выводить деревянным или пластиковым стеком заглаживая и лоща поверхность изделия. Иногда бывает проще перебить повторно, чем выводить.

Мы опробовали в разное время несколько шамотированных масс, и о них сейчас и напишу.

Первая наша масса приобреталась в Кимрах на производстве «фито-керамика». Как ясно из названия, люди специализируются на садово-парковой керамике. Эта масса была очень похожа на старую конаковскую, а кто-то говорил, что она имеет тот же рецепт.

Из ее плюсов — абсолютная некапризность — мы с ней такое вытворяли, а ей хоть бы что. Крупный шамот, до 2 мм, превращал ее в «универсального солдата», позволяющего ваять из нее детали в человеческий рост. Впрочем, в «фито-керамике» именно такую гигантскую скульптуру из нее и делают, наряду с крупными архитектурными элементами.

Крупный шамот позволяет делать из нее и прекрасную фактурную керамику, когда в поверхность можно втереть оксиды, проявляющие после обжига рельефную шороховатость самой массы. Еще один плюс это низкая цена — в районе 15 рублей за кг.

Минусов у нее тоже хватает.
Во-первых, масса загрязнена окалиной, оксидами железа и меди. Поэтому на поверхности утеля нередко выступают черные и зеленые пятна, которые закрываются только темной глазурью. Детали для рафинированных белых каминов получались из нее угреватыми в мелкой черной или зеленой сыпи, что, конечно, лечилось при помощи бормашинки и шликера, но вообще-то эти квесты совсем не в радость. Однако, если применять ее для декорирования в брутальном духе, то масса вполне годная, а эти вот выступающие пятна и образующиеся от окалины дырки лишь прекрасно подчеркнут суровую эстетику изделия.

Жечь ее нужно на 1150 градусов. Тогда ее КТР будет около 50 и совпадет с подавляющим большинством несвинцовых глазурей с КТР 55-65.

Режим обжига зависит в первую очередь от качества формовки — тонко и ровно отформовано, можно быстренько обжечь — типа 90 г/ч до 200, 120 г/ч до 575, выдержка 20, и дальше на максимуме до упора. Толсто и грубовато отформовано, да еще не досушено — значит, включаем режим более щадящий — 60 г/ч до 200, далее 80 г/ч до 575, выдержка 20 и далее 120 в час до упора.

Эта масса тоже не любит неравномерность формования (никто этого не любит), однако не трещит от этого, ее просто слегка ведет. Добиться ровных целых деталей из нее существенно проще, чем из любой другой массы, ибо она легко прощает определенные погрешности в формовке.

Однако нам требуется «рафинированная керамика», поэтому и масса нужна похожая на фаянс, но позволяющая делать из себя крупные архитектурные детали. Поэтому мы купили два варианта шамотов от Керамических Масс Донбасса, продаваемых в Гжели. Это ШМ-4П и ШМ-6П.

В целом эти массы более пластичные, чем кимрская, в них меньше засора и поэтому окалина с медью выступает намного реже, но по своим качествам они не слишком отличаются от кимрской. На них так же глазурь выглядит «мягкой», т.е. имеет неидеальное зеркало поверхности. И чтобы добиться «твердого» глянца нужен достаточно толстый слой глазури и несколько глазуровочных обжигов.

Кроме того, экономика донбасско-гжельских шамотов оставляет желать лучшего — от 39 р. за кг… Да еще доставка из Гжели, которая, как известно находится на Егорьевском шоссе и лучше сразу убиться, чем туда ехать. Нам испанку предлагают чуть дороже, а доставка из Санкт-петербурга дешевле, чем из Гжели получается. В общем, мы же за экономику, поэтому продолжили свои изыскания масс. И нашли, конечно.

Полуфаянсовая шамотированная масса производства «Гончар.Ка» из Железнодорожного по 26 р. за кг.

Шикарная масса, очень пластичная и даже легко гончарится. Дает великолепное зеркало поверхности при глазуровке. Более капризная в формовке, чем кимрская и донбасская, но идеальна с толщиной стенки около 15 мм. Не любит разницу толщин, не любит недосушку, не любит насилие в виде пресса, но в обжиге трещит редко.

Я ее, как и МКФ-2, сушу сутки в печи при 75 градусах, а затем обжигаю со скоростью 100 градусов в час и 20 минутной выдержкой в конце. Требуемая ей температура 1180-1200 градусов.

На фото есть кружка из смеси нашего шамота с красной глиной МКК. Весьма брутальная кружка, обожженная на 1180, несмотря на то, что МКК жжется до 1100. Вот тоже вариант шамотирования и смешения масс для получения требуемых характеристик у изделия.

На этом пока все. Следующая статья о нескольких каменных массах разных производителей здесь .

С уважением,
художественный руководитель мастерской
Комиссарова Юлия

Что такое шамот в керамике

KK-821 Фигурка «Дракон» шамот

Быстрый просмотр

KK-824 Фигурка «Дракон» шамот

Быстрый просмотр

KK-816 Панно «Совиный слет» шамот

Быстрый просмотр

KK-815 Магнит «Заяц счастье» шамот

Быстрый просмотр

KK-814 Магнит-календарь «Заяц» шамот

Быстрый просмотр

KK-813 Ключница «Зайцы» шамот

Быстрый просмотр

KK-812 Панно с календарем «Заяц» шамот

Быстрый просмотр

KK-810 Купюрница «Заяц» шамот

Быстрый просмотр

KK-809 Копилка-домик «Заяц» шамот

Быстрый просмотр

KK-808 Копилка «Заяц» шамот

Быстрый просмотр

KK-806 Фигурка «Заяц с сердцем в кресле-качалке» шамот

Быстрый просмотр

KK-803 Фигурка «Заяц» шамот

Шамотная керамика

Шамот – это огнеупорная глина, обожженная до полной потери пластичности, твердая и прочная. Шамотные изделия используются для строительства, из таких элементов выполняются отдельные архитектурные элементы. Из такой глины делают и керамическую посуду, горшки для цветов, амфоры.

Садовый шамот – колонны, балюстрады, фигурки – способен долгие годы находиться под открытым небом, и ничто ему не угрожает: ни осадки, ни перепады температур. В коллекции представлены забавные подарочные фигурки из глины разных размеров, которые несмотря на вой довольно простой внешний вид смотрятся очень привлекательно.

Сюжеты фигурок

В коллекции представлено огромное количество сувениров: фигурки из глины делаются просто – из глины вылепливаются упрощенные очертания изображения, и на нем простыми насечками намечаются контуры рисунка. Задняя сторона оставляется неоформленной, передняя изображает какого-либо зверя или птицу.

После завершения нанесения рисунков спекается шамот – фигурки приобретают прочность, и разбить их весьма затруднительно. На лицевой поверхности остается художественное изображение. В коллекции имеется множество разнообразных кошек, обезьянок, собачек, сов, причудливо разукрашенных, а иногда имеющих и надписи (например, «Приношу удачу»). При этом только совы пронизывающим взглядом смотрят прямо перед собой, остальные фигурки явно эмоциональны. Один взгляд на них вызывает улыбку. Вот, к примеру, целая серия котов-музыкантов: скрипач, саксофонист, ударник, контрабасист.

Подборка разнообразных рыбок вполне позволит любую из них считать волшебной и приносящей в дом удачу. Если ж рыбки изображены вместе с котами, их судьбе завидовать не стоит: в этой паре хорошая жизнь ожидает только кота…

Фигурки и магниты из шамота

Самые тоненькие, насколько тонким может быть шамот, фигурки имеют сзади магнитную наклейку. Изображения все тех же забавных зверушек просто нарисованы на глине острой палочкой и готовы призывать хозяев с дверцы холодильника: «Живите богато!».

Некоторые шамотные изделия выполнены не как скульптуры, а как панно – они не имеют устойчивого основания и вешаются на стену. Но это те же коты, ленивые и обожающие сытно поесть. Впрочем, есть и более возвышенные темы: вот, например, влюбленная парочка, вцепившаяся друг в друга лапами и даже переплетенная хвостами.

Есть панно, изображения на которых имитируют наскальные рисунки первобытных художников. А некоторые представляют собой лик солнца, вполне человеческий причем. А вот подборка панно из серии «Знаки Зодиака». Каждый знак здесь представляет очередной забавный котик. Если вы захотите дополнить коллекцию зодиакальных композиций, в основе которых лежит шамот – фигурки можно взять из других коллекций, таких, как «Год быка» или «Год тигра». Пусть это – другая система классификации, но тоже весьма популярная.

Фигурки в коллекции имеются разных размеров. Те, которые поменьше, сантиметров не больше десяти, готовы украсить ваш дом, а более крупные – это уже вполне садовый шамот: в создаваемом на участке ландшафтном дизайне найдется место и забавным котикам, и прикольным фигуркам гномиков, которых не сразу и заметишь за кустами или за специально уложенными камнями.

Их не придется убирать на зиму: жаропрочный материал не впитывает влагу и, соответственно, не трескается на морозе. И весной весь ваш коллектив кошечек и гномиков с радостью вас встретит, выбравшись из-под снега. А композиции, которые вы установите дома, будут радовать вас круглый год.

Авторская упаковка

Для всех изделий серии КК, представленных в разделе «Шамотная керамика», есть возможность за дополнительную плату приобрести оригинальную авторскую коробку из гофрокартона с фирменным логотипом. В этом случае стоимость коробки составит всего 10 рублей (скидка 50%).

Если вы приобретаете изделие в подарок, возможно, вам будет удобнее сразу купить к нему и коробку.

Что такое шамот в керамике

lk mini

  • Основные сведения
  • КЕРАМИЧЕСКИЕ МАССЫ
  • Шамотные массы

Шамотные массы

  • глины
  • шамот

Главный рисунок

Шамотные массы, в отличие от тонких, содержат своего рода арматуру — крупные обожженные зерна, которые собственно и являются шамотом. Шамотные зерна позволяют получать изделия, хорошо держащие форму, малочувствительные к сушке и малодеформирующиеся в обжиге.

Основные характеристики.

ЦВЕТ ПОСЛЕ ОБЖИГА зависит от состава массы и может быть любым.

ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА указывается как и для всех керамических масс. Важно понимать, что само по себе название «шамот» ничего не гарантирует, так как шамотная крошка и базовая глина могут быть и легкоплавкими, и тугоплавкими.

Вид шамота ПГ-75 при пережоге
(1250°C вместо максимально
допустимой 1150°С).

СОДЕРЖАНИЕ И КРУПНОСТЬ ШАМОТНОЙ КРОШКИ. Обычно содержание шамотной крошки составляет 20-40%, а крупность — от 0,1 до 2 мм. В принципе крошка может быть тонко измельчена и не наблюдаться в массе визуально, в этом случае говорят о тонкомолотых шамотных массах. В них шамот продолжает играть роль отощителя, но усадка немного выше, чем у грубозернистых шамотных масс.

Особенности технологии.

ФОРМОВАНИЕ изделий из шамотной массы производят набивкой в гипсовые формы или вручную всеми известными методами — пласты, жгут, свободное деформирование. При большом желании с шамотом можно работать и на гончарном круге, но ладони будут страдать от грубых зерен. Из шамота хорошо получаются крупные изделия с довольно толстой стенкой, плиты и изразцы выходят ровнее по сравнению с тонкими массами.

СУШКА. Шамотные массы «открыты», т.е. свободно пропускают пары воды, поэтому их сушка происходит в целом спокойнее, чем сушка аналогичных изделий из тонких масс. Однако не надо забывать — стенки шамота толще и требуется много времени, чтобы изделие высохло по всей толщине. Это особенно важно в случае монолитной скульптуры.

ОБЖИГ. Основное, что следует учитывать в обжиге — массу изделия. Нагрев и остывание будут идти медленнее, чем в случае тонкостенных изделий. Очень тяжелые изделия следует обжигать на подсыпке из чистой шамотной крошки для уменьшения усадочного трения изделия о плиту.

tortle
Гигантская черепаха отформована и высушена.

ДЕКОРИРОВАНИЕ. Часто выбирают такие способы декорирования, которые подчеркивают естественную зернистую фактуру шамота — затирка цветными составами, небольшой подпыл. При необходимости получения однородных гладких покрытий, например, сплошного слоя глазури, поверхность следует максимально загладить еще на стадии формования, пока шамот влажный. Попытка замывки высохшего изделия приводит к обнажению зерен, что негативно отразится на качестве глазурного покрытия. Глазури лучше наносить на хорошо обожженный утиль: по сравнению с тонкостенными изделиями, шамоту нужно провести больше времени в зоне высоких температур для полного выгорания всех естественных примесей и разложения карбонатов.

inlaing
При затирке глазурь остается в
углублениях, подчеркивая рельеф
поверхности.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Работа с шамотом вызывает минимум проблем. См. также описание конкретных масс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *