Сады и парки версаля - Клуб органического земледелия

Сады и парки версаля

В двадцати километрах на юго-запад от центра современного Парижа расположены самые знаменитые регулярные сады на Земле – Сады Версаля. Это пример колоссальной по масштабам ландшафтной архитектуры, раскинувшийся на огромной территории. Большая ее часть благоустроена в стиле регулярного французского парка, являясь не столько последователем, сколько законодателем этого направления ландшафтной архитектуры. Сады Версаля занимают площадь более девятисот гектаров, на которых произрастают более трехсот пятидесяти тысяч деревьев. Эти впечатляющие цифры, однако, тают перед тем фактом, что в наиболее благоприятные времена Людовика XIV площадь садов составляла восемь тысяч триста гектаров!

Первая планировка садов была создана архитекторами Клодом Молле и Иларием Массоном в тридцатые годы XV века. Она просуществовала вплоть до шестидесятых годов, когда Людовик XIV «вплотную» занялся Версалем совместно с художником Шарлем Лебреном, архитектором Луи Лево и человеком, который может по праву считаться отцом садов Версаля – Андре Ленотром.

Сады Версаля никогда не существовали отдельно от загородной резиденции французских монархов. Первые упоминания о Версале относятся к 1623 году, когда Людовик XIII повелел возвести на территории будущего дворца очень маленький охотничий замок. Его размеры не превышали шесть на двадцать четыре метра.

Основное строительство, в результате которого был создан облик того Версаля, который мы знаем, было развернуто Людовиком XIV. Его называли «Король-солнце». Дворцово-парковый ансамбль, созданный им, является одним из основных памятников эпохи правления «Короля-солнца» и наиболее ярким олицетворением абсолютизма – неограниченной власти королей на французской земле. По приблизительным подсчетам, строительство Версальского комплекса обошлось французской казне в 10 521 867 кг серебра. Это очень тяжело пересчитать на современные деньги, поскольку стоимость драгоценных металлов, выраженная в их покупательной способности, неоднократно менялась. Строительство продолжалось пятьдесят лет, и, более половины указанной суммы было потрачено на внутреннюю отделку дворцовых помещений.

Сады Версаля являются одним из самых посещаемых туристических мест в мире: их ежегодно их видит свыше шести миллионов человек. Кроме красивейшей регулярной архитектуры самих садов, парк изобилует фонтанами, созданными во времена Людовика XIV. Гидравлическая система этих фонтанов не претерпела реконструкции с дореволюционных времен (имеется в виду Великая Французская революция, начавшаяся взятием Бастилии 14 июля 1789 года). Однако в связи с ограниченными водными запасами, в Версальском парке (в отличие от Петергофа, например) невозможно обеспечить постоянную работу фонтанов. Поэтому грандиозные шоу, во время которых все фонтаны работают в полную силу, проводятся только в выходные дни летнего сезона.

Основными «структурными единицами» садов являются водоемы, фонтаны, гроты и боскеты. Последние представляют собой специфический, характерный для регулярного парка элемент ландшафтного дизайна , сформированный стриженными лиственными деревьями, образующими правильные геометрические фигуры, имитирующие архитектурные формы. Во времена правления Людовика XIV была сформирована основная архитектура и ландшафтный дизайн садов, который сохранился до наших дней. При этом растения в садах неоднократно пересаживались. Эти пересадки (репланации) были вызваны как реальной необходимостью подобных процедур для оздоровления растений, замены больных и слишком сильно разросшихся, так и изменениями в концепции и вкусах французских монархов и ландшафтных дизайнеров. Сады Версаля перенесли не менее пяти масштабных репланаций, некоторые из которых были вызваны сильными ураганами, уничтожившими большую часть растительности. Последние из этих ураганов пронеслись совсем недавно – в 1990 и 1999 годах, явившись причиной потери нескольких тысяч деревьев. Все эти события привели к тому, что в наше время в садах нет растений – ровесников Людовика XIV.

В эпоху Великой Французской революции над садом Версаля нависла нешуточная угроза полного уничтожения, и, только благодаря усилиям и дипломатичности управляющего ботаническими садами Луи Клод Ришара, опасность удалось устранить. Правда, ценой этого стало полное открытие садов для «простого народа», результатом чего, по словам очевидцев, стала нормой картина стирки домохозяйками белья в фонтанах Версаля.

Одной из основных проблем Версальских садов всегда была вода. Огромные потребности в ней (которые постоянно росли) не могли быть удовлетворены за счет естественного водоснабжения, как это сделано, например, в Петергофе. Даже в наши дни фонтаны Версаля никогда не работают постоянно. На протяжении двух веков, до появления современных систем водоснабжения, сады Версаля служили полигоном для воплощения самых инновационных, для своего времени, идей водоснабжения. Уже в XVII веке вода для фонтанов и полива растений подавалась в накопительные водоемы с помощью водокачек на ветряной и конной тяге. Производительность первой водокачки (1664 год) составляла внушительные, по меркам тех времен, шестьсот кубометров воды в сутки. Однако уже через десять лет потребности возросли настолько, что пришлось реализовывать грандиозный проект по отклонению русла небольшой реки и установки на ней мощной ветряной водокачки. Это позволило увеличить объем воды, доставленной в сады, до семидесяти двух тысяч кубометров. В 1865 году был введен в эксплуатацию грандиозный проект по подъему воды к садам из Сены на высоту более ста метров. Объем воды, потребляемой Версалем, был такой же, как объем воды, потребляемой всем Парижем. Во время «Праздника Фонтанов», когда все фонтаны Версаля работают в максимальном режиме одновременно, только одна послеобеденная сессия требует более десяти тысяч кубометров воды.

Читайте также:  Маринованные грибы в томатном соусе

Если Вы собираетесь во Францию, то посетить Версаль нужно обязательно. Но! Очень важно сделать это правильно, иначе он может обмануть ожидания. Собираясь в Версаль, обязательно учитывайте следующие вещи:

  • Фонтаны работают по графику, только в выходные и праздники. При этом время их работы едва ли составляет два-три часа в день. Поэтому, обязательно изучите график работы фонтанов, и, в соответствии с этим, определите порядок осмотра дворцов и садов. Для этого рекомендуем посетить Официальный сайт Версаля.
  • Сады и парк открыты ежедневно, а дворцы не удастся посетить по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря. Также на сайте можно узнать, какие части дворцов открыты для посетителей.
  • Добраться до Версаля проще всего на RER (это такой гибрид метро и пригородной электрички в Париже и его окрестностях) до станции Versailles Rive Gauche. Поскольку билета туда-обратно нет, имеет смысл купить два билета – один для поездки туда, а другой обратно, чтобы потом не пришлось стоять в большой очереди. Подробности о работе RER, расписание и прочую полезную информацию можно взять здесь
  • Будьте готовы к тому, что перед входом в Версаль, вам придется пройти досмотр.
  • Стоимость полного билета в Версаль составляет 25 Евро в дни, когда фонтаны работают и 18 Евро в дни, когда они не работают.
  • Перед посещением Версаля изучите его карту и составьте приблизительный план маршрута, иначе Вы просто не успеете все посмотреть. Версаль огромен.

Ландшафтный дизайн версальского парка определяется классической геометрической формой, заимствованной из Римской архитектуры.

Традиционный французский стиль был разработан между 17-м и 18-м веками и являлся отражением богатства и власти. Французские сады Версаля, расположенные на территории 800 гектаров недалеко от Парижа, были и остаются одними из самых величественных и красивых стилей садового искусства.

Версальский дворец был главной резиденцией французских королей со времен Людовика XIV. Украшенный несколькими поколениями архитекторов, скульпторов, декораторов и ландшафтных архитекторов, парковый ансамбль дал Европе модель идеальной королевской резиденции.

Версальское чудо архитектуры и паркового дизайна имело большое влияние на художественную форму других дворцов и садов в Европе. Это символ системы абсолютной монархии и ее придворной жизни старого режима.

В 1661 году, Людовик XIV поручил Андре Ленотру проектирование и разбивку Версальского парка, который, по его мнению, был так же важен, как и сам дворец.

Потребовалось сорок лет и титанические усилия, чтобы полностью закончить работы по ландшафтному дизайну. Но Андре Ленотра не работал в одиночку. Жан-Батист Кольбер, смотритель королевских сооружений, руководил проектом с 1664 по 1683 год.

Шарль Лебрен, в январе 1664 года был назначен первым живописцем короля, и по его чертежам было создано большое количество скульптурных композиций, статуй и фонтанов.

На огромной территории расположены тщательно ухоженные газоны, геометрические и топиарные фигуры, цветники, каналы с мостиками, оранжереи, водоемы, статуи, скульптуры и 1 400 поражающих воображение водных фонтанов в виде водопадов и каскадов.

Квадраты, прямоугольники, треугольники и круги создаются с помощью низко стриженой живой изгороди из кустарников, соблюдая цветовую схему. Цветы на садовой территории меняются каждый год. Самыми распространенными оттенками являются синий, желтый, красный, лиловый и пастельный.

Центральной осью садов Версаля проходит Гранд-Канал, который создает водную перспективу до самого горизонта, отражая заходящее солнце.

Вокруг канала расположены геометрические просторы насаждений, клумб, дорожек, прудов и озер, а также рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне декоративных светильников и чудесных растений. Мраморные и бронзовые статуи установлены вдоль дорожек и спрятаны в листве.

Читайте также:  Салат дипломат с апельсином

Рядом с дворцовым комплексом для развлечения Марии-Антуанетты была построена очаровательная уединенная деревня. Ее домики с соломенными крышами, водяная мельница и озеро отражали крестьянский быт Франции той эпохи.

Поскольку французский сад спроектирован на обширной территории, то дорожки также являются важным компонент садового дизайна. Они, как правило, выложены камнем или плиткой. Вдоль дорожек можно увидеть множество скульптурных композиций, солнечные часы, колонны, купальни для птиц и другие парковые украшения.

В 1979 году Версальский парк был причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. После разрушительного зимнего шторма в 1989 году, который уничтожил более 1000 деревьев на территории дворца, французское правительство приступило к реализации широкомасштабного проекта ремонта и реконструкции. Сильнейший ураган в 1999 году привел к потере около 10 000 деревьев, в том числе посаженных Марией-Антуанеттой и Наполеоном.

Около девяти миллионов человек ежегодно посещают этот потрясающий парковый комплекс. Дизайн Версальского парка претерпел изменения на протяжении многих лет, но что остается неизменным, так это его красота, заполняющая душу посетителя.

Удивительно, но несколько веков назад потрясающий королевский дворец, о величии которого слагаются настоящие легенды, был всего лишь маленькой деревушкой вблизи Парижа. Разросшееся поместье, простиравшееся на восемь тысяч гектаров, стало домом для правителей Франции и местом, где плелись политические интриги. Сейчас ни один турист, мечтающий поближе познакомиться с Парижем, не обойдет своим вниманием одну из самых популярных туристических достопримечательностей.

История строительства

Говорят, что история возведения дворца, в котором все дышало роскошью, началась после того, как до Людовика XIV дошла слава о масштабном и величественном замке министра финансов страны. Когда «король-солнце» увидел собственными глазами пышность убранства, то понял, что резиденция его подданного гораздо прекрасней, чем его собственная. Конечно, правитель Франции этого не смог стерпеть и задумался о дворце, который бы затмил своим богатством все остальные.

После недавнего восстания проживание в Лувре было небезопасным, поэтому для строительства король выбрал находящийся за городом Версаль. Дворец и парк, ставшие национальным достоянием французов, появились не сразу.

Масштабные работы и огромные затраты

Для начала была осушена вся территория, занимаемая болотами, потом ее засыпали землей и камнями. После тщательного выравнивания почв к небольшому охотничьему домику завезли леса для будущего возведения королевской резиденции.

1661 год ознаменован началом строительства. Известно о тридцати тысячах исполнителях, занятых работами, к которым присоединялись матросы и солдаты по приказу Людовика XIV. Во время возведения дворца была очень жесткая экономия на материалах, продаваемых рабочим правителя Франции по самым низким ценам, но общий итог потраченных средств превышал 25 миллионов лир, что по современным меркам составляет более 250 миллиардов евро.

Дворец-город

Официальное открытие Версальского дворца состоялось через 21 год, но строительство при этом не останавливалось. Архитектурный шедевр постоянно разрастался новыми строениями до тех пор, пока в 1789 году не началась французская революция. Небольшая деревушка превратилась в настоящий город, в котором проживала не только королевская семья с придворными, но и вся прислуга и охрана.

Версаль: сады и парки

Резиденция включала в себя огромный садово-парковый ансамбль, закладка которого выверялась с математической точностью и подчинялась симметрии, поэтому все ландшафтные элементы имеют строгие геометрические формы. Идеально круглые фонтанные комплексы, выполненные в виде узоров красочные цветники и абсолютно ровные аллеи следовали идее четкой планировки.

Громадные парки Версаля спроектировал придерживавшийся классического стиля известный ландшафтный архитектор Ленотр. Не зря их считали самым совершенным творением той эпохи. Пышная зеленая изгородь создавала настоящие лабиринты и коридоры, в которых прятались мраморные скульптуры античных богов. Такое гармоничное сочетание архитектуры и растительности вызывало чувство восхищения. Считается, что тем самым была положена мода на идеально ровные парки Версаля в классическом французском стиле, как будто расчерченные строго по линейке с подчеркнутым разбиением на зеркальную симметрию.

Единый дворцово-парковый ансамбль

Особую атмосферу торжественности придают малые архитектурные элементы, расположенные в парке – мостики, пандусы и лестницы. А буйная растительность необычно смотрится сквозь прозрачные струи работающих фонтанов. По всей территории помпезного парка протекали искусственно созданные километровые каналы. Красочные газоны были украшены геометрическими рисунками, выложенными из цветов.

Ленотр объединил дворец и садово-парковый комплекс в единый ансамбль, что стало важной особенностью Версаля. Архитектор учел особенности барочных садов Голландии и использовал трехлучевую композицию, состоявшую из прямых аллей, расходившихся в разные стороны. На их пересечении находились живописнейшие пейзажи, и казалось, будто они простираются на несколько километров. Именно этим архитектурным решением славится парк Версаля.

Читайте также:  Рыба с овощами в духовке в рукаве

Версаль, ставший настоящим памятником эпохи правления «короля-солнце», являлся грандиозным ансамблем, где природа покорялась архитектурным линиям дворца – доминанты паркового комплекса. А вся композиция королевской резиденции подчинялась одной-единственной идее восхваления самого могущественного из всех королей государства.

Открытая планировка

Отлично обозреваемый со всех сторон парк Версаля во Франции с открытой планировкой отобразил задумку Ленотра, мечтавшего показать отсутствие замкнутого пространства. Он использовал эффект обратной перспективы, позволяющий при удалении от сердца парка видеть нарастание некоторых элементов с укрупнением их рисунка. Талантливый француз тонко продумал последовательность визуального восприятия общей композиции ансамбля.

Прекрасный парк Версаль (Франция), за состоянием которого следили около тысячи работников, был отлично виден из любого окна королевской резиденции. В представлении ландшафтного архитектора зеленая зона должна была выглядеть как настоящий город с проложенными улочками, триумфальными арками, колоннами и галереями.

Собственная флотилия

Нельзя не восхититься видом, открывающимся на Большой канал, площадь которого превышает 20 гектаров. Созданный по проекту Ленотра, он символизирует морское превосходство флотилии Франции. Во время красочных праздников, так любимых Людовиком, разноцветные огни фейерверков освещали темный канал.

Во времена правления «короля-солнце» была создана специальная флотилия, состоящая из копий военных кораблей, яхт и баркасов, неизменно восхищавшая современников. Зная особую любовь Людовика, венецианские дожи подарили ему гондолу, ставшую настоящим украшением коллекции. Прибывавшие на переговоры дипломаты издалека видели мачты на кораблях, курсирующих по водной глади канала, которая зимой застывала, превращаясь в каток.

Вид с открытых террас Версаля удивлял всех особым визуальным эффектом, которым так любил пользоваться Ленотр: создавалось обманчивое впечатление, что канал находится совсем рядом со стоявшими, хотя это было не так.

Фонтаны парка

Королевский парк в Версале гордится великолепными фонтанами, действующими и в наши дни, а их постоянная работа считалась настоящим техническим прорывом той эпохи. Они были соединены в единую гидравлическую систему, которая с развитием прогресса совершенствовалась и давала возможность качать воду из самых дальних источников страны.

Фонтаны представляли собой целые скульптурные комплексы, состоящие из нескольких платформ. А отлитая фигура Аполлона, возникающая из воды и обращенная лицом к Версалю, считалась центральным образом. Сопоставление лучезарного бога, олицетворявшего Солнце, с могущественным монархом подчеркивало блеск королевского дворца. Кроме того, Людовик покровительствовал искусству точно так же, как Аполлон опекал муз.

Превосходство дворца над парком

Но Ленотр не забывал, что версальский дворец должен доминировать, показывая свое явное превосходство над парковым комплексом, который французы считают самым обворожительным на всем земном шаре.

Идеально вписан в архитектуру резиденции короля уникальный парк Версаля. Версаль со строгими пропорциями и линиями не кажется однообразным, а наоборот, производит невероятное впечатление буйством красок и особым великолепием. С определенных точек гости комплекса наблюдают линейную перспективу организованного с математической точностью пространства.

Наследие ЮНЕСКО

Всемирное наследие ЮНЕСКО с 1979 года переносит всех посетителей в эпоху тщеславного короля, словно машина времени. Роскошные сады и парки Версаля служили огромной театральной сценой для обитателей дворца. Здесь устраивались грандиозные праздники, массовые гуляния, таинственные маскарады, что неудивительно, ведь Людовик обожал театр и ему покровительствовал.

Сюда приезжали труппы, ставившие в стенах дворца пьесы Мольера и Расина, а наследники короля собрали актеров для собственного театра, в котором участвовали знатные особы.

Перемены в облике парка

После того как к власти пришел Людовик XVI, многое поменялось в облике зеленого парка. Кустарники и деревья безжалостно выкорчевывали, чтобы превратить французский парк в подобие английского под влиянием новых веяний в политике. Однако вскоре от новой эстетики, которая не прижилась, отказались, и вновь были высажены сады в классическом стиле.

Известно о пяти существенных пересадках растений сада. После разрушительных ураганов пострадали тысячи деревьев, и это был весьма ощутимый урон, который понесли парки Версаля.

Несостоявшееся восстановление

С 1837 года является музеем истории Франции бывшая резиденция королей Версаль. Парк, фото которого передают фантастической красоты зеленое буйство и четкие линии, по проекту масштабной реставрации правительства страны должен был подвергнуться восстановлению.

Однако современные реалии внесли существенные коррективы в этот план, и пока все работы отложены. Современники ограничились лишь поддержанием жизнедеятельности Версаля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector