Сказка про городецкую роспись - Клуб органического земледелия

Сказка про городецкую роспись

Талантом и чутьем народа к прекрасному обусловлено появление промыслов. С их помощью люди старались украсить свою нелегкую жизнь и привнести в нее яркие краски. История возникновения городецкой росписи началась в XIX веке. Промысел возник в Нижегородской области в деревнях вокруг города Городец. Отсюда пошло и его название.

Обилие лесов в окрестностях сыграло свою роль. Многие необходимые для быта вещи и кухонная утварь производились из древесины. Кому пришло в голову первому украсить предметы яркими росписями не известно, но всем это пришлось по вкусу. В 1920 году, когда было решено создать выставку крестьянского промысла, были найдены образцы резьбы и росписи из городецких сел. До этого времени искусствоведы считали работы грубыми и не видели в них ценности.

С чего началась городецкая роспись

Изначально, красочные картинки можно было увидеть на донцах, которые крепились к гребню прялки. На них сидела женщина, и тянула нить. Прялка была разборная. Гребень после использования отправлялся в угол, а донца вешали на стену, чтобы украсить помещение.

Впервые диковинные прялки появились в продаже на нижегородской ярмарке. С торгового места их развозили во все уголки империи. Мастеров росписи было много, но все они придерживались яркого стиля, который невозможно представить без цветочных гирлянд из роз и ромашек. Самые лучшие образчики промысла можно увидеть в Государственном Историческом музее и в Русском музее Петербурга.

История городецкой росписи

Чтобы понять, как складывалась история возникновения городецкой росписи, необходимо окунуться в самобытную культуру региона. Расписанные предметы быта были сделаны в Хлебаихе и Курцево, в Буках, Косково или Савино. Но ни одно село не дало название промыслу. Располагались населенные пункты на реке Узола. Живописная природа наделила картины своими яркими красками.

Также эти места некогда принадлежали старообрядцам с их культурой иконописи. Часто ремесленниками использовалось травное письмо, свойственное нижегородским мастерам. Совместив светские мотивы и религиозные традиции, умельцы создали своеобразный стиль. Название «городецкая» роспись получила только в 1930 году.

Формирование стиля

Краски в оформлении прялок использовались не всегда. Мастера-умельцы делали инкрустации, вырезая узор и вставляя в получившуюся канву породы другого дерева, отличного по цвету. Для придания оформлению яркости, его расцвечивали красками.

Потом ремесленники отошли от традиции резьбы, так как процесс был длительным и трудоемким. Украшать стали не только донца прялок, но и другие деревянные изделия: детские стулья, колыбельки, разделочные доски. До конца девятнадцатого века формировался стиль городецкой росписи. Он зарекомендовал себя и остается без изменений по сегодняшний день.

Технология нанесения городецкой росписи

В сравнении с хохломской росписью, по технологии городецкая значительно проще. Краски наносятся непосредственно на древесину без предварительной обработки грунтовкой. В качестве фона могут использоваться желтый, красный или черный оттенок. Он скрывает неровности и шероховатости поверхности. После высыхания наносится непосредственно рисунок.

Первые краски мастеров имели яичную основу, они были устойчивыми, но палитра была достаточно скудной. В качестве пигмента использовали растительные компоненты: травы или ягоды. В настоящее время технологии усовершенствовались. Для росписи стали использовать масляные краски. Они имеют более широкую палитру, позволяют придать росписи яркий колорит. Самой эффективной является краска на сухой основе. Ее называют темпера. Для приготовления красок используется натуральный или искусственный пигмент.

Особую точность линий мастера росписи переняли у резчиков. Чтобы создать одну работу, они затрачивали несколько дней. Выписывать каждую линию и добиваться четкости образа художники начали еще с того времени, когда украшали инкрустированные древесиной дуба прялки.

Искусство росписи по резьбе существовало относительно недолго. Отмечается, что им владело всего два поколения мастеров. Была найдена работа, в которой гармонировали три стиля. На одном донце верх был инкрустирован, в середине к резьбе добавилась роспись, а внизу уже присутствовала только краска. Работа была подписана именем Лазаря Мельникова.

Существовали отработанные каноны росписи. На дощечках чаще всего мир людей разворачивался сверху, а внизу изображали животных или растения. Но тем и прекрасна городецкая роспись, что отступление от канонов не является преступлением. Именно иконописные традиции дали мастерам написание человеческих образов. В отличие от росписей других регионов, в изделиях гармонично сочеталась жизнь людей и природные мотивы.

Поражает разнообразие форм. Если на начальном этапе появлялись только расписные донца, то потом стали производить коробы и лукошки, полочки и шкафчики. Округлые формы позволяли создать сферическое изображение. На нем разворачивался целый ряд событий, которые могли быть связаны между собой.

Для нанесения рисунка истинные мастера используют только кисть и краски, а начинающему художнику необходимо сначала нанести рисунок карандашом. Контуры изображения всегда выделяются белым или черным цветом, что придает им большую натуральность. Рисунок наносится крупными мазками. Если цветовая палитра достаточно широкая, то система образов еще многообразнее.

Мотивы городецкой росписи

История возникновения городецкой росписи напрямую связана с условиями жизни и быта крестьян и купеческого сословия. Мастера могли изображать то, что видели вокруг. Рисунки приобретали сказочный характер, благодаря своеобразной передачи образов. Сценки домашнего застолья с самоваром, свидания влюбленных, отдыха на природе живописали жизненные ситуации, которые были близки народному духу. Все сюжеты обрамлялись в гирлянды из цветов. Также на расписных предметах можно было увидеть заморских животных и птиц, выполненных в вольной манере, что делало их сказочными и нереальными. Часто встречающийся образ – это целующиеся голубки.

Читайте также:  Пирог с апельсиновым соком

Стиль росписи можно охарактеризовать, как «волшебный реализм». Мастера старались превратить окружающий мир в сказочный. Обыденные образы приобретали нереальные очертания. В то же время каждая работа показывала определенный спектр чувств и эмоций. Кажущаяся сдержанность была обманчивой. Легкое прикосновение кисти делало взгляд влюбленного юноши счастливым или подозрительным. Человек на лошади отличался грациозностью или порывом. Сцены веселья были очень сдержанными по эмоциям, но яркими и красочными в цветовой гамме.

Исследователи творчества городецких мастеров склонялись к мысли, что на творчество народных умельцев влияло лубочное искусство. Но если картинки городских ремесленников были только кальками, на которые наносились краски, то деревянные изделия были более живыми и натуральными. Народные мастера были живописцами, держащими каждый образ в голове и обладающие фантазией.

История возникновения городецкой росписи отражает исторические события, происходившие в Поволжье. До настоящего времени живы традиции промысловиков. Городецкая роспись продолжает украшать деревянные изделия, но их все чаще используют в декоративных, а не функциональных целях.

Татьяна Сорокина
Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с Городецкой росписью «Городецкая сказка»

НОД «Городецкая сказка»

Продолжать знакомить с историей Городецкого

промысла, с типами цветочного орнамента.

Развивать интерес и любовь к народному искусству.

Закреплять умение строить композицию рисунка.

Способствование развитию познавательных процессов, умению смешивать краски, получая заданный цвет, умению ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполняя совместные действия дружно и слаженно.

Воспитание доброжелательности, отзывчивости, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора,

рисовать элементы кистью.

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

На проекторе: видеописьмо, мягкие модули, шаблоны посуды, гуашь, (белая, синяя, красная) кисть «белка»№5, баночка с водой, салфетка,.

Предварительная работа: рассматривание городецких альбомов, раскрашивание в раскрасках городецких узоров, чтение рассказа о Городце и истории его возникновения.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Введение в игровую ситуацию.

Ребята, посмотрите к нам с вами сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй, матушка земля

Здравствуйте мои друзья.

Эмоционально – психологический настрой

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Воспитатель: Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

И об этом нам сейчас расскажет Кирочка.

Богата и привольна Родина моя

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Посад,

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

С любовью мастерят.

Мотивационно – побудительный момент.

Сегодня к нам в сад пришло необычное письмо от Россиночки.

Педагог читает письмо: ВИДЕОПИСЬМО

– Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Я -Россиночка.

Ребята, в нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве народных мастеров, случилась беда. Поселился в наших краях злой волшебник Кощей Бесцветный. Уж очень он не любит красоту и яркие краски. Все он перекрашивает в серый и черный цвет. Есть у него волшебное зеркало. Глядя в него, он видит все, что делается в нашей сказочной стране мастеров. Как-то раз заглянул он в свое сказочное зеркало и увидел красивый город Городец. Живёт там моя подружка –Городеша и городецкие мастера-умельцы. Все в этом городе переливалось яркими красками. Ах, как рассердился Кощей Бесцветный: не бывать такой красоте на земле русской. Напустил он серой краски и город стал мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары Кощеевы развеялись, нужно найти краски и отправиться в мастерскую городецких мастеров, чтобы украсить городецкими узорами изделия и тогда город опять засияет своими яркими красками, а Кощей Бесцветный забудет навсегда своё колдовство. На помощь к вам посылаю свою подружку-Городешу.

Входит Городеша. (грустная)

Городеша:

Здравствуйте ребята! Знаю я о вас много хорошего. Знаю, что вы ребята, маленькие художники. Поможете нам найти краски и освободить город от Кощеевых чар?

Но только путь будет трудным, чтоб попасть в мастерскую надо пройти испытания и снять Кощеевы чары.

Воспитатель: -Ребята, вы согласны помочь Городеше?

Городеша: Тогда в путь!

отправляться в путь пора

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Мы высоко так шагали

Не споткнулись, не упали.

Затруднение в игровой ситуации.

Городеша: А вот и первое испытание для вас мои дорогие, ребята.

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Дети: Городец

Воспитатель: Как же называется эта роспись?

(это Городецкая роспись)

Какие предметы украшались Городецкой росписью?

(посуда, мебель, глиняные игрушки, доски, сундуки, шкатулки, корзины)

Назовите наиболее характерный фон для этой росписи?

(это ярко-жёлтый цвет)

Читайте также:  Мерная лента для быков

Какие элементы узора присущи этой росписи?

(бутоны, розаны, завитки, кружки, листья, полоски, точки)

Назовите, пожалуйста, цвета, которые используют наши мастера?

(это красный, синий, голубой, зелёный, белый и чёрный цвета)

Воспитатель: Алиса нам сейчас расскажет стихотворение Городце.

Есть на Волге город древний,

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя,

Чудо -птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городеша: Молодцы. Вы всё правильно ответили и стихотворение замечательное. А вот и сундучок. Давайте посмотрим, что в нём?

(находят синюю краску.)

Городеша: Ну а наш путь продолжается.

Вот и второе испытание.

Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним. Д/и «Закончи пословицу».

(дети заканчивают прочитанную Городешей пословицу).

Городеша:

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

«Сделаешь наспех …» (сделаешь насмех)

«Есть терпение …» (будет и умение)

Городеша: Молодцы, вы ребята! Знаете пословицы и всё концовки правильно сказали. А вот и сундучок. А в нём красная краска. Пригодится она нам в мастерской.

Ох и устали мы. Надо бы отдохнуть.

Мы пойдем по лугам Дети идут по кругу, взявшись за руки

С яркими цветами.

Сказочные те цветы Руки вверху, наклоны вправо-влево.

Здесь ромашки и бутоны Указательными пальцами обеих рук

Словно капельки росы, в воздухе изображают капельки.

Расцветают здесь розаны Круговые движения руками перед собой

Городецкий конь бежит, Руки в замок, перед собой, прямой галоп.

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают Руки в стороны, бег врассыпную

И купавки расцветают. Присесть, встать медленно,

изображая руками распустившийся цветок

Городеша: Ну, что продолжаем наш путь?

Городеша: Вот и третье, последнее испытание.

Любят наши мастера-умельцы и работать и веселиться, а особенно любят частушки петь. Чтоб снять чары Кощея Бесцветного, надо бы частушки исполнить. Вы знаете частушки?

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах.

На весь Мир молва идет.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Может быть и среди нас

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Городеша: Молодцы, вы ребята! И частушки весёлые о нашем городе знаете.

А вот и сундучок. А в нём белая краска. Ой, а что там впереди написано?

Видят надпись «Мастерская».

Воспитатель: Вот мы и добрались до мастерской. И у нас три цвета краски: синий, красный и белый. А давайте ещё раз вспомним, какие цвета у городецких цветов. (красный, розовый, синий, голубой, зелёный, белый, чёрный). А как нам получить голубой и розовый цвета?

Дети: Нужно смешать синий с белым – получим голубой, а красный с белым – розовый.

Воспитатель: Всё верно. Проходите в мастерскую, садитесь за столы и выбирайте необходимый материал.

Ах, народные узоры,

Столько радости для глаз.

Мастера и мастерицы,

Может быть и среди нас.

Мастера, скорей за дело,

Украшай игрушки смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор!

Самостоятельная творческая деятельность

Ну, что настроились? Тогда давайте творить чудеса. Но прежде разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)

Погляжу я на картинки, – (Показывают ладошки)

Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)

Розовые, жёлтые, синие, зелёные, – (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)

Распустились розаны – (Раскрыли ладошки)

На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)

Кажется, качаются, – (Раскачивают ручками)

А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон)

(под русскую народную мелодию дети расписывают предметы городецкой утвари, вырезанной из бумаги).

Воспитатель: ребята, посмотрите, наши игрушки засветились яркими красками и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно и празднично!

Городеша:. Чары Кощея Бесцветного рассеялись. Опять всё засияло красотой. А как будут рады мастера нашего города. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла. Не зря говорят в народе:

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. Глядишь – улыбаться и веселится хочется.

Воспитатель: давайте –ка и мы повеселимся.

Дети исполняют танец «Хорошее настроение»

Воспитатель: Дети, давайте подарим Городеше и гостям наши работы.

Городеша: Спасибо вам, ребята! Мне пора возвращаться в свой любимый город Городец. До свидания!

Воспитатель: Нам тоже надо возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями.

Прошло занятие, и вы

Все сегодня молодцы!

И скажем нашим мы гостям

Спасибо, что пришли вы к нам!

Фотоотчет о знакомстве детей старшей группы с хохломской росписью В нашей группе мы решили организовать мини-музей, посвященный русской народной культуре. Так как настоящие экспонаты собираются с трудом,.

Читайте также:  Яблочный сок через мясорубку

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе Программное содержание: – Познакомить детей с городецкой росписью. – Учить выделять ее яркий колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы,.

Конспект НОД по мотивам городецкой росписи в старшей группе Конспект НОД ПО МОТИВАМ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ в старшей группе Автор: Рязанова Ольга Юрьевна, воспитатель МКОУ Становская начальная школа.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Домашние и дикие животные» Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных, продолжать учить классифицировать по месту обитания. Называть выполняемые ими.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе: «Знакомство с городецкой росписью». МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка» Конспект занятия по рисованию в старшей группе:«Знакомство с городецкой росписью».

Приобщение дошкольников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью ЮВАО ГБОУ СОШ 2092 подразделение «Надежда» «Русь ремесленная. Русь мастеровая» Приобщение дошкольников к истокам народной.

Роспись деревянных досок городецкой и хохломской росписью Когда я работала в одной из групп нашего детского сада в период моего совмещения, я решила расписать одиноко стоящие на полочке, ни чем.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с городецкой росписью в подготовительной группе детского сада Цели: – закреплять занятия детей о растительном узоре в Городецкой росписи. – Формировать навыки и умения в рисовании кистью декоративных.

Зимнее оформление окон росписью по стеклу на тему «Новогодняя сказка» Актуальность: Проект разработан и исполнен в связи с актуальностью проблемы взаимодействия педагогов детских садов и родителей воспитанников,.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься.

И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство.

Налетел, схватил ее и понес.

А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.

Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины)

Барашек Лошадка Барыня с караваем

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего стало весело в Филимонове?

Олень Лиса с петухом

А еще одно перышко упало, недалеко от Нижнего Новгорода в древний город Городец. Там зародилась городецкая роспись по дереву.

Сначала крестьяне стали украшать удивительной росписью прялки. Прялка – это предмет народного быта, на котором пряли нитки.

А уже затем свои дома-ставни, шкафчики, детские игрушки, разделочные доски.

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

"Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертныйи решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (игрушки из глины)

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего стало весело в Филимонове? (стали делать игрушки из глины, свистульки).

А еще одно перышко упало, недалеко от Нижнего Новгорода в древний город Городец. Там зародилась городецкая роспись по дереву. Сначала крестьяне стали украшать удивительной росписью прялки. Прялка – это предмет народного быта, на котором пряли нитки. А уже затем свои дома-ставни, шкафчики, детские игрушки, разделочные доски."

  • Коломыцева Анна ВладимировнаНаписать 778 01.12.2018

Номер материала: ДБ-269004

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".

Пройдя курс Вы получите:
– Удостоверение о повышении квалификации;
– Подробный план уроков (150 стр.);
– Задачник для обучающихся (83 стр.);
– Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
– БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
– Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector