Строение корня проростка фасоли - Клуб органического земледелия

Строение корня проростка фасоли

При прорастании семени формируется проросток. Первым начинает рост зародышевый корешок, из которого образуется главный корень. Затем начинает расти побег, вынося на поверхность верхушечную почку и, у некоторых растений, семядоли. Границу между корнем и стеблем называют корневой шейкой. Участок стебля между корневой шейкой и семядолями называют гипокотилем, а участок стебля между семядолями и первым настоящим листом – эпикотилем. Первые листья проростка – ювенильные листья – у многих растений отличаются по форме от листьев взрослого растения.

При прорастании семени фасоли две семядоли выносятся на поверхность. При прорастании семян мятликовых (злаковых) вместе с главным корнем на базальной части стебля сразу же образуются придаточные корни. Единственная семядоля – щиток – остается в семени. Через почву пробивается почка, защищенная влагалищем первого зародышевого листа – колеоптилем. Первый настоящий лист выходит наружу через разрыв колеоптиля.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как происходит формирование проростка?

2. Что такое корневая шейка?

3. Что такое семядоли?

4. Что такое гипокотиль?

5. Что такое эпикотиль?

7. Что такое колеоптиль?

8. Из какой части зародыша формируется главный кореньрастения?

Задание 1. Строение проростка фасоли (Phaseolus vulgaris)

Рассмотреть проросток фасоли, обратив внимание на хорошо выраженный гипокотиль, семядоли, первые настоящие листья и почечку, нарисовать его и сделать обозначения: 1 – главный корень; 2 – боковые корни; 3 – корневая шейка; 4 – семядоли; 5 – гипокотиль; 6 – эпикотиль; 7 – первый настоящий лист; 8 – почка.

Задание 2. Строение проростка пшеницы (Triticum aestivum)

Рассмотреть проросток пшеницы, обратить внимание на придаточные корни и колеоптиль. Зарисовать и сделать обозначения: 1 – главный корень, 2 – придаточные корни; 3 – колеоптиль; 4 – первый настоящий лист; 5 – зерновка.

Основные вегетативные органы семенных растений, как подземные (корень), так и надземные (побег), заложены уже в семени. Развитие и последующие усложнения их организации наблюдаются при прорастании семени, росте проростков и становлении взрослых растений.

У односемядольных растений (сем. мятликовые) при прорастании семени первым трогается в рост корень, который разрывает семенную кожуру и внедряется в почву (рис. 1).

Рисунок 1. Прорастание зерновки пшеницы

Молодой проросток укрепляется в почве, поглощает воду с растворёнными в ней солями. Вслед за корнем начинает расти побег – стебель с листьями и почками. Через почву пробивается почка, защищённая первым зародышевым листом – колеоптилем. Первый настоящий лист выходит наружу, разрывая колеоптиль.

Вскоре главный корень, образовавшийся из зародышевого корешка, отмирает, а из укороченных междоузлий образуются придаточные корни, формирующие мочковатую корневую систему.

У двудольных растений первым также трогается в рост зародышевый корешок. Стебель на первых этапах прорастания петлеобразно изогнут. Этим изгибом он пробивает почву, затем выпрямляется и выносит на поверхность семядоли и почечку. Семядоли зеленеют, некоторое время фотосинтезируют, почка продолжает расти вверх, образуя стебель и первые настоящие листья. Их называют ювенильными, так как они резко отличаются от листьев взрослого растения.

Читайте также:  Погреб в цокольном этаже частного дома

Участок между корнем и стеблем называют корневой шейкой. Часть стебля между корневой шейкой и семядолями – гипокотиль, или подсемядольное колено, часть стебля между семядолями и первыми листочками – эпикотиль, или надсемядольное колено (рис. 2).

Рисунок 2. Проросток семени фасоли

У некоторых двусемядольных растений (горох, дуб) гипокотиль не развит, и семядоли не выносятся на поверхность, а остаются в почве.

Дата 11.10.2016 Класс 6 12 урок

Тема: Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.

Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы)

Цели: сформировать у обучающихся понятия

  • о развитии корня,
  • о типах корневых систем,
  • об особенностях их строения и образования.
  • Обучающие: Раскрыть основные понятие о корне как органе растения, об особенностях строения и функциях корня; формировать знания о видах корней и типах корневых систем.
  • Развивающие: Формирование умения сравнивать, анализировать, находить главное, делать выводы. Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.
  • Воспитывающие: Уметь слушать и слышать других. Воспитание бережного отношения к природе. (слайд №4, приложение 2)

Оборудование: настенная таблица, гербарные экземпляры, видеоролик «Рост корня», ПК, экран. (слайд №4,приложение 2)

I. Орг.момент. Приветствие. Проверка отсутствующих . Проверка готовности.

I I. Актуализация знаний по пройденной теме. (слайд 5, приложение 2)

Тест. Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.

  1. При прорастании из семени сначала появляется:
    а. листья
    б. корень
    в. стебель
  2. Частью зародышевого побега является:
    а. семядоли
    б. зародышевый корень
    в. кожура
  3. Запасные питательные вещества семени находятся в:
    а. кожуре
    б. эндосперме
    в. рубчике
  4. Вода проникает внутрь семени благодаря наличию:
    а. зародышевого корня
    б. семявхода
    в. семядолей
  5. Зародыш семени состоит из:
    а. корешка, стебелька и эндосперма
    б. корешка и побега
    в. корешка, стебля и семядолей

2. Запишите примеры двудольных и однодольных растений:

1. из чего состоят семена одно и двудольных растений?

двудольные: зародыш – стебелек, почечка, корешок, семенная кожура, 2 семядоли

однодольные: зародыша : почечка, стебелек, корешок, кожуры, эндосперма

2.какие условия необходимы для развития проростка? вода,тепло,воздух, глубина заделки семян в почву.

прорастание семян – это формирование проростка из зародыша.

III. Изучение новой темы.

  1. Корень и его функции.
  2. Виды корней.
  3. Виды корневых систем.
  4. Лабораторная работа №6: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем.
  5. Рост корня.
  6. Закрепление знаний.
Читайте также:  Портулак дома на подоконнике

Девиз: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В.Жак).(слайд 6, приложение 2)

IV. К доске выходит учение, читает стих.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак)

1. Учитель. Как вы думаете почему растение не может жить без корня?

(Ученики высказывают свои соображения.)

Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане?. Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.

Корень – один из вегетативных органов растения. В течение жизни у растения формируется много корней.

Какие функции выполняет корень? (слайд 7, приложение 2)

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества.

В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Корни отчетливо классифицируются на главные, боковые и придаточные.

Главный корень развивается из зародышевого корешка.

Придаточные корни – корни, отрастающие от стебля или листа.

Боковые корни – корни, отрастающие от главного корня.

3. Все корни растения образуют корневую систему. Корневая система делится на 2 типа: стержневую и мочковатую. В ходе выполнения лабораторной работы мы с вами выясним, чем же отличаются эти 2 типа корневых систем.

Лабораторная работа: “Строение стержневой и мочковатой корневых систем”. (слайд 8, приложение 2)

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

  1. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха. Какой корень вы видите. Запишите в тетради.
  2. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
    Чем они различаются? По учебнику прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми?
  3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
  4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
  5. По строению корневой системы определите, какие растения принадлежат к однодольным, какие к двудольным.
  6. Заполните таблицу:
Читайте также:  Фикус бенджамина родина происхождения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Физкультминутка «Лови снежинку» (слайд 9-12, приложение 2)

В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений – проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы ни бушевала буря, корневая система держит растение, как якорь.

А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза – 110 м. В течение жизни растение постоянно увеличивает размеры своих корней. При этом они углубляются не только в почву, но и разрастаются на 1,5 – 2 м в стороны от стебля. Например, у яблони разрастаются на 10-12 м от ствола, у осины – на 30м. Пустынные растения углубляют свои корни на 10-20м, лесные деревья – на 5-10м, рожь озимая – на 2,8м, одуванчик – на 0,3м.

Корни растения растут в течение жизни путем деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке корня. Все корни растут верхушкой, если удалить верхушку корня, то образуются много боковых корней. Рост корня всегда направлен вниз.

Геотропизм – рост корней в направлении вниз.

В почве корни направляются в сторону, где содержатся влага, минеральные вещества и кислород.

Хемотропизм – движение органов растения в сторону нужных им химических веществ. (видеоролик «Рост корня») (слайд 13, приложение 2)

Закрепление знаний. (слайд 14, приложение 2)

Проверьте полученные на уроке знания, вставьте пропущенные слова:

  1. Если нет главного корня, то корневая система называется ____________________.
  2. От главного корня отходят ______________ корни.
  3. От побега отрастают ___________________ корни.
  4. Стержневая корневая система у _______________ растений.
  5. Кроме всасывания, корень выполняет еще следующие функции:
    А) _______________________________________.
    Б) _______________________________________.
    В) ______________________________________ .
    Г) _______________________________________ .

Домашнее задание. Читать параграф 12, стр. 42-43 (слайд 15, приложение 2)
Составить синквейн:

  • Имя существительное
  • Два прилагательных
  • Три глагола
  • Свободное предложение
  • Вывод, ассоциация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector